Распоряжение Правительства Самарской области от 08.04.2024 N 126-р "Об утверждении Стратегии развития внешнеэкономических связей Самарской области до 2030 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 апреля 2024 г. N 126-р
Об утверждении Стратегии развития внешнеэкономических связей
Самарской области до 2030 года
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.08.2023 N 642 "Об усилении координации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и развития внешнеэкономических связей Самарской области:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития внешнеэкономических связей Самарской области до 2030 года.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министерство экономического развития и инвестиций Самарской области.
3. Опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. первого
вице-губернатора -
председателя Правительства
Самарской области Н.И.Катина
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства Самарской области
от 8 апреля 2024 г. N 126-р
Стратегия развития внешнеэкономических связей
Самарской области до 2030 года
1. Общие положения
Настоящая Стратегия нацелена на определение приоритетных направлений, барьеров, рисков и инструментов создания благоприятных условий для ведения внешнеэкономической деятельности в Самарской области.
Настоящая Стратегия разработана в соответствии со следующими правовыми актами:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации";
Федеральным законом "Об основах приграничного сотрудничества";
Указом Президента Российской Федерации от 08.11.2011 N 1478 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2023 N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 25.08.2023 N 642 "Об усилении координации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р "Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 2577-р "Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации";
постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441 "О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года".
Используемые в настоящей Стратегии понятия употребляются в значениях, определенных в правовых актах, регулирующих данную сферу.
2. Приоритетные задачи внешнеэкономических связей
Самарской области
Развитие внешнеэкономических связей Самарской области требует формирования эффективной и комплексной системы государственного стимулирования внешнеэкономической деятельности и поддержки экспортно ориентированных предприятий. Осуществление внешнеэкономических связей Самарской области является инструментом решения следующих приоритетных задач экономического развития региона:
развитие основных отраслей экономики региона;
создание условий для роста объема и совершенствования структуры регионального товарооборота с зарубежными партнерами;
расширение географии внешнеэкономических контактов;
развитие совместных с зарубежными партнерами инвестиционных проектов;
разработка и реализация транспортно-логистических и иных инфраструктурных проектов в регионе;
обеспечение технологического суверенитета и создание импортозамещающих производств;
использование преимуществ особых экономических зон, территорий опережающего развития, функционирующих в регионе или предполагаемых к созданию;
содействие обеспечению образовательного потенциала, увеличению количества и качества рабочих мест;
приток квалифицированной рабочей силы;
развитие взаимодействия со странами ЕАЭС, СНГ, БРИКС и ШОС, а также с партнерами из дружественных стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки.
Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти, ответственным за координацию и осуществление внешнеэкономических связей Самарской области. Заместитель председателя Правительства Самарской области, курирующий министерство, является лицом, ответственным за координацию и осуществление внешнеэкономических связей Самарской области.
Министерство осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с представителями органов исполнительной власти региона и органов местного самоуправления в части развития внешнеэкономических связей Самарской области и оказывает им содействие по вопросам внешнеэкономического сотрудничества, а также расширения сети контактов с зарубежными партнерами.
3. Оценка состояния, условий и перспектив развития
внешнеэкономических связей Самарской области
Самарская область осуществляет торгово-экономическое сотрудничество с более чем 114 странами мира. Основными торговыми партнерами традиционно являются страны дальнего зарубежья. За 9 месяцев 2023 года на их долю во внешнеторговом товарообороте пришлось 80,6%, в том числе в экспорте - 71,8%, в импорте - 91,5%.
За 9 месяцев 2023 года товары экспортировались преимущественно в следующие страны: Монголия (28,2%), Казахстан (10,7%), Китай (7,8%), Турция (7,5%), Грузия (7,0%), Узбекистан (5,7%), Беларусь (5,1%), Индия (4,4%), Кыргызстан (4,0%), Финляндия (2,7%), Иран (1,4%), Литва (1,4%).
В товарной структуре экспорта Самарской области за 9 месяцев 2023 года преобладали минеральные продукты (48,6% от общего объема экспорта), продукция химической промышленности, каучук (28,8%), машины, оборудование и транспортные средства (7,7%).
Круг лидирующих торговых партнеров Самарской области формируется преимущественно за счет стран - основных покупателей продуктов химической и нефтехимической отраслей, являющихся главными составляющими экспорта области.
Наибольшим спросом на внешнем рынке продолжает пользоваться продукция химического производства. Основными товарами областного химического производства, поставляемыми на экспорт, являются органические химические соединения, продукты неорганической химии, поверхностно-активные вещества, моющие и чистящие средства.
За 9 месяцев 2023 года более 50% объема продукции химической промышленности и каучука поставлено в страны дальнего зарубежья.
Основными покупателями фармацевтической продукции, пластмасс и изделий из них, красителей, мыла, моющих и чистящих средств, смазочных материалов, парфюмерных средств являлись государства - участники СНГ.
За указанный период импорт товаров осуществлялся в основном из следующих стран: Китай (60,7%), Турция (5,1%), Беларусь (4,1%), Германия (3,9%), Южная Корея (3,4%), Казахстан (2,9%), Индия (2,5%), Япония (2,0%), Италия (1,5%).
В товарной структуре импорта Самарской области за 9 месяцев 2023 года преобладали машины, оборудование и транспортные средства (59,5% от общего объема импорта), металлы и изделия из них (14,3%), продукция химической промышленности, каучук (12,7%).
По итогам 9 месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года экспорт машин, оборудования и транспортных средств уменьшился на 25%, составив 200,3 млн. долларов США (на 37,4% ниже, чем в 2019 году). Основным фактором, повлиявшим на отрицательную динамику экспорта машин и транспортных средств, является применение технического регламента Таможенного союза, в соответствии с которым продажи автомобилей осуществляются в меньшей технической комплектации в условиях низкой обеспеченности комплектующими, вызванной санкциями. Также данный технический регламент действует на территории ограниченного ряда стран, в связи с чем экспорт автомобилей в меньшей технической комплектации в большинство стран невозможен.
4. Конкурентные преимущества Самарской области
для осуществления внешнеэкономических связей
Перспективной рыночной нишей для развития внешнеторгового оборота Самарской области остается экспорт минеральных продуктов, который занимает первое место в структуре экспорта Самарской области с долей в 48,6%.
Химическая и нефтехимическая промышленность, производство изделий из резины и пластика (коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) 28 - 40) занимают второе место в структуре экспорта Самарской области с долей в 29,2%.
Базовыми статьями экспорта региона по данной товарной группе являются удобрения на основе аммиака, полиамиды.
Ключевым преимуществом экспортно ориентированных предприятий в сфере химической промышленности (ПАО "Тольяттиазот", ПАО "КуйбышевАзот") является наличие современного оборудования для производства минеральных удобрений, позволяющего существенно сократить производственные издержки.
Кроме того, в химической отрасли перспективой для экспорта обладает производство следующих продуктов:
пластик и упаковка;
нефтепродукты высоких переделов;
синтетические материалы;
катализаторы и смеси.
Машиностроение и производство оборудования (коды ТН ВЭД 84 - 89) занимает 7,5% в общем объеме областного экспорта автомобилей, автозапчастей, электрических двигателей и генераторов, тракторов и тягачей.
Ожидается, что мировые продажи легковых автомобилей в краткосрочной перспективе будут расти в результате восстановления рынков стран СНГ, Латинской Америки, увеличения спроса в Индии, странах Ближнего Востока и Африки.
Для расширения объемов несырьевого экспорта машиностроительной продукции Самарской области необходимо производство следующей продукции:
автозапчасти;
легковые автомобили, автомобильные шасси с двигателями;
специализированная техника.
В агропромышленном комплексе перспектива экспортного развития ожидается у следующих видов товаров:
экспортно ориентированные культуры (нут, соя, рапс, подсолнечник);
кондитерские изделия;
мясо и рыба;
зерновые и мука;
напитки;
молочные продукты.
Другими перспективными направлениями развития экспорта, которые не являются в настоящий момент лидерами по объемам экспорта, являются:
производство оборудования (промышленное оборудование, энергогенерирующее и электротехническое оборудование, медицинское оборудование, нефтегазовое оборудование, инструменты, измерительная техника, насосы, котлы, бойлеры);
строительство (производство строительных материалов, кровли, фасадов, инженерных коммуникаций, предоставление услуг по строительству промышленных объектов);
профессиональные услуги (проектирование и инжиниринг, нефтесервисные услуги, ИТ-услуги, туристические услуги, медицинские услуги, образовательные услуги).
В приоритетном порядке целесообразно обеспечить развитие экспорта Самарской области в таких отраслях, как химическое производство, машиностроение, производство оборудования, АПК, производство строительных материалов, кровли, фасадов, инженерных коммуникаций, предоставление услуг по строительству промышленных объектов, услуг по проектированию и инжинирингу, нефтесервисных услуг, ИТ-услуг, туристических, медицинских, образовательных услуг.
Основным конкурентным преимуществом Самарской области является импортозамещение.
К началу 2022 года АО "АВТОВАЗ" являлось подразделением корпорации Renault (Франция), встроенным в глобальную цепочку поставок, и использовало кооперационные связи, контролируемые корпорацией Renault.
Уход с российского рынка французской компании разрушил логику развития автозавода, разорвались наработанные связи и логистические цепочки, были прекращены поставки компонентов из недружественных стран. Производство автомобилей в АО "АВТОВАЗ" было приостановлено весной 2022 года.
При поддержке на федеральном и региональном уровне в условиях жестких санкций предприятию удалось сохранить коллектив и продолжить выпуск автомобилей после временной остановки конвейеров.
В условиях разрыва логистических цепочек автозавод совместно с российскими поставщиками в 2022 году смог заместить более 200 позиций компонентов и материалов, заблокированных к поставке.
Одновременно в 2022 году созданы условия для стабильной работы предприятия в 2023 году, увеличения объемов производства автомобилей и реализации проектов по обновлению модельного ряда LADA. В марте 2023 года в АО "АВТОВАЗ" возобновлено производство LADA Vesta нового поколения, в декабре - выпущена опытная партия российского электромобиля LADA e-Largus.
В 2023 году при содействии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Правительства Самарской области автозавод обеспечил технологический суверенитет по 1,2 тыс. позиций критически важных материалов и компонентов. В настоящее время АО "АВТОВАЗ" возвращает в комплектации автомобилей утраченные опции, комплектующие для которых ранее поставлялись из недружественных стран.
По итогам 2023 года объем производства АО "АВТОВАЗ" увеличился почти на 70% и составил 374 011 машин и машинокомплектов. Продажи автомобилей LADA выросли на 86,9% относительно 2022 года и составили 352 572 штуки по итогам 2023 года.
Что касается дальнейшего развития предприятия, то 29 декабря 2023 года совет директоров АО "АВТОВАЗ" одобрил стратегию развития компании до 2030 года. В рамках ее реализации планируется сохранить лидирующее положение LADA на российском автомобильном рынке. Этому будет способствовать в том числе выпуск 12 новых моделей в различных сегментах, а также развитие партнерских проектов.
ООО "Рулевые системы" - крупнейший российский производитель рулевых реек с гидроусилителем, реализующий ряд импортозамещающих проектов. В их числе проект по созданию инновационного рулевого механизма реечного типа для легковых автомобилей, который не имеет аналогов в России и планируется к применению в целях разработки и серийного производства рулевых механизмов для автомобилей LADA Vesta (в рамках номинации АО "АВТОВАЗ"). Данная технология будет учитывать особенности эксплуатации автомобилей в климатических условиях Российской Федерации. Кроме того, ООО "Рулевые системы" разрабатывает аналогичные проекты для нужд ПАО "КАМАЗ" и ООО "УАЗ".
ООО "ДИПО" - лидер по производству пластиковых топливных систем. Предприятием осуществлен проект по замене основного импортного сырья (полиэтилена) при производстве пластиковых топливных баков на отечественное, производимое ПАО "СИБУР Холдинг".
В электротехнической отрасли программу по импортозамещению успешно реализует АО "ГК "Электрощит" - ТМ Самара". Предприятие достигло уровня локализации по ключевым продуктам более 90%. Флагманом решений предприятия являются вакуумные выключатели, которые локализованы на 100%. Также в реестр Министерства промышленности и торговли Российской Федерации внесены произведенные АО "ГК "Электрощит" - ТМ Самара" масляные трансформаторы как полностью локализованный продукт.
ООО "Светсервис" - предприятие, осуществляющее с 2019 года производство декоративных светильников в г. Самаре и занимающее в настоящее время одну из лидирующих позиций в данной отрасли по Приволжскому федеральному округу.
Предприятия подшипниковой отрасли с успехом решают задачи по импортозамещению критически важной для устойчивого функционирования промышленных предприятий продукции, ведут активное освоение новых типов подшипников.
ООО "Пегас-Агро" выпускает самоходные опрыскиватели-разбрасыватели линейки "Туман" - высокопроизводительную технику, предназначенную для внесения минеральных и жидких удобрений, а также химической обработки растений.
ООО "Пегас-Агро" в 2023 году увеличило производство продукции более чем на 20 единиц. Основой успеха предприятия является высокий спрос на производимую предприятием технику. В условиях ухода западных производителей производимая предприятием продукция активно занимает освобождающийся сегмент рынка по некоторым позициям сельскохозяйственной техники. Только на российском рынке продукция ООО "Пегас-Агро" занимает 24% рынка в своем сегменте.
ООО "Пегас-Агро" входит в топ-10 производителей сельскохозяйственных машин в Российской Федерации и включено в список системообразующих предприятий Российской Федерации, обеспечивающих продовольственную безопасность страны.
Техника, производимая ООО "Пегас-Агро", значительно превосходит по ресурсности и эффективности ее использования ближайшие импортные и отечественные аналоги.
ООО "БСГ" производит мелиоративную технику и комплектующие для дождевальных машин, оказывает услуги по сервисному обслуживанию и проектированию мелиоративных систем, является единственным российским производителем широкозахватной техники типа "Кубань". На предприятии ведется постоянная работа по усовершенствованию конструкции машин, а также разработка и запуск в производство новых видов оросительной техники совместно с ФГБНУ ВНИИ "Радуга" и ФГБНУ "ВолжНИИГиМ".
Министерством промышленности и торговли Самарской области совместно с министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и промышленными предприятиями проведена работа по решению вопроса изготовления отдельных комплектующих для сельскохозяйственной техники, которые в наибольшей степени подвержены ремонту в процессе их эксплуатации.
С 2022 года ЗАО "Химсинтез" реализуются проекты по производству смол и отвердителей в рамках импортозамещения. В настоящее время рассматривается вопрос по включению данных продуктов в перечень критической промышленной продукции в отрасли химической промышленности Российской Федерации.
В 2023 году в ООО "Тольяттикаучук" в рамках импортозамещения реализован проект по производству щавелевой кислоты, мощность которого свыше 400 тонн в год.
Информация о потребности региональных предприятий в импортозамещении по различным категориям продукции размещена в государственной информационной системе промышленности (далее - ГИСП). На основании данных ГИСП разработан сервис для поиска замещающей продукции на портале электронной торговой площадки АО "Газпромбанк".
Также региональные предприятия имеют возможность подать заявку на поиск поставщика на официальном сайте АНО "Клуб экспортеров Самарской области".
Еще одним конкурентным преимуществом региона являются сложившиеся кооперационные связи региональных предприятий в результате осуществленной работы.
На территории Самарской области с 2016 года ведет свою деятельность ассоциация предприятий машиностроения "Кластер автомобильной промышленности" (далее - Кластер).
Кластер является совокупностью предприятий и организаций, обеспечивающих функционирование и развитие автомобильной и автокомпонентной индустрии Российской Федерации.
За время активной деятельности по развитию кооперации между предприятиями автопрома России и углублению локализации производств Кластер объединил 176 участников (из них в Самарской области 87 участников) из 24 регионов России (включая ключевые регионы присутствия автопрома: Самарскую, Калужскую, Нижегородскую, Челябинскую, Ульяновскую области, Республику Татарстан, г. Санкт-Петербург, г. Москву и др.).
Предметом деятельности Кластера является методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития предприятий автомобильной промышленности, в том числе оказание содействия участникам Кластера в выводе на рынок продуктов (услуг), поддержка реализации проектов, направленных на повышение объемов и качества цепи поставок, кооперации производства комплектующих и т.д.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.12.2023 N 5239 подтверждено соответствие Кластера требованиям, предъявляемым к промышленным кластерам в целях применения к ним мер стимулирования в сфере промышленности.
На территории Республики Казахстан (г. Астана) 11 - 12 мая 2023 года Кластером совместно с автомобильной компанией "Allur" организован день поставщика. Мероприятие было направлено на продвижение российских поставщиков автокомпонентов на рынок Казахстана и установление долгосрочного сотрудничества с компанией "Allur".
Кластером в рамках реализации соглашения о промышленной сборке автомобилей компании "Allur" предложены поставщики автокомпонентов из Российской Федерации в целях локализации технологических операций и автокомпонентов.
Также в 2023 году в г. Тольятти Кластер выступил организатором ежегодного дня поставщика оснастки, в котором приняли участие представители автозаводов, поставщиков 1-го уровня, предприятий по производству оснастки из Самарской, Ульяновской, Свердловской, Ярославской, Нижегородской, Московской областей, г. Санкт-Петербурга, Чувашской Республики, Республики Татарстан и представители предприятий - потребителей оснастки из 22 регионов Российской Федерации.
День поставщика оснастки стал традиционной деловой площадкой для выстраивания диалога между потребителями и локальными производителями технологической оснастки, пресс-форм, оборудования, инструмента.
К отраслевым нишам, требующим особого внимания при обеспечении технологического суверенитета и создании импортозамещающих производств, в полной мере относится производство беспилотных авиационных систем (далее - БАС).
ООО "ДельтаТех" специализируется на создании инфраструктуры БАС, в том числе ударных БАС, средств обнаружения и подавления, а также осуществляет подготовку и обучение военнослужащих применению, программированию и ремонту БАС в условиях специальной военной операции (далее - СВО).
На базе Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева ООО "ДельтаТех" создан научно-образовательный центр "Тактическое приборостроение", который является межобластным центром компетенций в области технологий беспилотной авиации и защищенной цифровой радиосвязи. В рамках деятельности научно-образовательного центра реализуется ряд уникальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов в области эксплуатации и противодействия БАС.
АО "Авиакор-Сервис" готовит производственную площадку для запуска серийного производства трех типов БАС.
В целях максимальной локализации продукта проводится работа по выстраиванию специальной кооперации с российскими производителями комплектующих, в том числе в Самарской области. В настоящее время все типы БАС проходят летные испытания.
ООО "Транспорт будущего Самара" также реализует на территории Самарской области инвестиционный проект по производству БАС, планируемый срок начала производства - I квартал 2024 года (производственная мощность в зависимости от типа БАС составляет от 100 до 2000 ед./год).
В 2024 году в Самарской области планируется создание научно-производственного центра испытаний и компетенций в сфере развития БАС (далее - НПЦ), который включает полный цикл создания продукции: от разработки до сертификации и серийного производства. Специализацией НПЦ является производство двигателей, винтов, драйверов БАС с использованием искусственного интеллекта и квантовой связи.
Самарская область привлекательна для зарубежных стран не только как торговый партнер, но и как транспортно-логистический хаб, открывающий возможности для торговли с другими регионами Российской Федерации, Европой, Китаем.
Регион имеет выгодное экономико-географическое и транспортное положение и входит в число приграничных геостратегических территорий России, имея границу с Казахстаном.
Включение Самарской области в международные транспортные коридоры предоставляет новые возможности для интеграции на евразийском пространстве. Важным преимуществом для региона станет ввод в действие автодороги "Обход Тольятти" и моста через р. Волгу в районе с. Климовка, включенных в национальный проект "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры".
Данный крупнейший в России инфраструктурный объект будет частью международного автомобильного маршрута "Европа - Западный Китай", позволит региону воспользоваться колоссальным потенциалом межгосударственного и межрегионального взаимодействия и укрепить свои позиции в качестве крупнейшего транспортно-логистического центра страны. Этот новый маршрут пройдет через ключевые объекты инвестиционной и инновационной инфраструктуры особой экономической зоны "Тольятти", территории опережающего развития "Тольятти" и технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина".
Выгодное транспортно-географическое положение региона активно привлекает инвесторов для реализации крупных проектов логистической направленности. Так, в 2021 году в регионе открылся крупный логистический комплекс АО "Национальные логистические технологии", дан старт строительству логистических хабов для маркетплейса OZON и онлайн-ретейлера Wildberries. В конце 2025 года в Самарской области будет введен в эксплуатацию мультимодальный транспортно-логистический центр "Самарский", который включен в федеральный транспортно-логистический центр и будет располагаться в крупнейшей в России нестоличной агломерации - Самарско-Тольяттинской.
5. Приоритетные задачи внешнеэкономического развития
Самарской области
Приоритетными задачами внешнеэкономического развития Самарской области являются:
расширение экспорта продукции машиностроительной, нефтехимической, сельскохозяйственной отраслей, строительных материалов, экспорта туристических, медицинских, образовательных услуг, ИТ-услуг, взаимодействие в сфере высоких технологий и биомедицины;
совершенствование мер поддержки экспортно ориентированных предприятий Самарской области в целях обеспечения присутствия самарских товаров на внешних рынках;
углубление взаимовыгодного сотрудничества со странами ЕАЭС, СНГ, БРИКС и ШОС, а также с партнерами из дружественных стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки;
развитие внешнеэкономических связей, исходя из директив, установленных федеральными органами власти, с опорой на конкурентные преимущества Самарской области с учетом географического положения, уровня экономического, транспортно-логистического, инфраструктурного и технологического развития;
взаимодействие с федеральными органами власти, институтами развития, в частности с АО "Российский экспортный центр", торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах в целях реализации мер государственной поддержки экспортно ориентированных компаний;
участие Самарской области в реализации мероприятий национального проекта "Международная кооперация и экспорт" с целью формирования в отраслях промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов;
планирование и организация целевых мероприятий по освоению внешних рынков (торгово-экономические миссии за рубежом, мероприятия в рамках сотрудничества с иностранными государствами, зарубежными регионами - партнерами Самарской области), в том числе формирование и исполнение ежегодного плана выставочных и презентационных мероприятий Правительства Самарской области с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития региона;
проведение маркетинговых исследований по различным вопросам внешнеэкономической деятельности, организация мониторинга и анализа состояния внешнеэкономической деятельности Самарской области;
активное привлечение иностранных компаний к реализации проектов на территории объектов инновационной и инвестиционной инфраструктуры;
участие представителей Самарской области в работе межправительственных комиссий, деловых советов, рабочих групп, российских союзов, организаций и ассоциаций, в межрегиональных форумах и конференциях;
участие представителей Самарской области в разработке межгосударственных, межправительственных программ межрегионального и приграничного сотрудничества;
проведение встреч, консультаций и иных мероприятий с региональными органами власти и при необходимости органами власти иностранных государств в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с участием представительств в иностранных государствах (посольств, консульств, торговых представительств, представителей Министерства экономического развития Российской Федерации);
обеспечение деятельности организаций инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
создание и постоянная актуализация данных на региональных информационных ресурсах для участников внешнеэкономической деятельности;
оказание информационно-консультационной поддержки участникам внешнеэкономической деятельности Самарской области;
содействие наращиванию компетенций сотрудников предприятий и организаций Самарской области в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе путем разработки программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в тесном взаимодействии с федеральными институтами развития;
развитие и расширение региональных мер поддержки внешнеэкономической деятельности, в том числе возможное создание института торговых представителей Самарской области в дружественных странах;
создание экспертного совещательного координационного органа в Самарской области по развитию экспорта;
вовлечение предприятий Самарской области, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса, в экспортную деятельность;
создание и ведение каталога экспортеров Самарской области.
6. Приоритетные страновые и региональные направления
внешнеэкономических связей Самарской области
и механизмы их реализации
Основные ориентиры экспорта продукции предприятий Самарской области в разрезе макрорегионов имеют следующие перспективы.
Страны Таможенного союза и СНГ предъявляют спрос на широкий ассортимент российской продукции, а именно: машинно-техническую продукцию, продовольствие, промышленные материалы, товары широкого потребления и т.д. Наиболее перспективными торговыми партнерами в странах Таможенного союза и СНГ могут быть Казахстан, Узбекистан, Беларусь.
Предпосылками для наращивания экспорта являются действие интеграционных процессов, наличие общих или близких границ, тесные исторические, социокультурные, экономические связи, растущие местные рынки, выгодное транспортно-географическое положение.
Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, химические продукты, транспортные услуги, машиностроительная продукция, автомобили и комплектующие, фармацевтическая продукция.
При осуществлении приграничного сотрудничества следует исходить из необходимости приоритетного решения таких задач, как:
содействие развитию приграничной торговли;
реализация инвестиционных проектов на приграничной территории;
создание и модернизация транспортно-логистических комплексов, способствующих связанности приграничной территории;
развитие трансграничных производственных кластеров;
рациональное использование природных ресурсов на приграничной территории;
обеспечение эффективного функционирования рынка труда;
повышение эффективности взаимодействия в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций и др.
Страны Юго-Восточной и Южной Азии предъявляют спрос на отдельные виды товаров с высокой сырьевой составляющей.
Наиболее перспективными торговыми партнерами среди стран Юго-Восточной и Южной Азии могут выступать Китай, Индия, Вьетнам. Отсутствие каких-либо дискриминационных ограничений в торговле и иных формах экономического сотрудничества между Российской Федерацией и крупнейшими странами Азии - Китаем и Индией благотворно сказывается на развитии сотрудничества с этими государствами.
Сдерживающим фактором для развития масштабных поставок тоннажных товаров (первичной сельскохозяйственной продукции, промышленного сырья и полуфабрикатов) выступает географическая удаленность региона.
Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, удобрения, машиностроительная продукция, ИТ-сектор, туристические услуги.
Страны Ближнего Востока и Северной Африки предъявляют основной спрос на нефтепродукты (с высокой степенью переработки), продовольствие, металлургическую продукцию, а также продукцию химического комплекса.
Перспективы увеличения объемов экспорта определяются значительным потенциалом экономического роста стран региона и сохранением в силу природных и социально-экономических причин дефицита отдельных групп продукции (продовольствие, металлы).
Значительным экспортным потенциалом обладают пищевые продукты (масложировая продукция, мясо птицы), нефтехимическое сырье, удобрения, корма, халяльные фармацевтические препараты.
Наиболее перспективными торговыми партнерами из стран Ближнего Востока и Северной Африки могут быть Иран, Египет и ОАЭ.
Спрос стран Центральной и Южной Африки на российскую продукцию ограничивается зерном и удобрениями, в отдельные годы совершаются заметные закупки вооружений.
Перспективы роста экспорта в этих и других сегментах ограничиваются низким уровнем экономического развития большинства африканских стран, удаленностью рынка.
Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, удобрения, пищевые продукты, продукция химической отрасли, машиностроительная продукция.
Наиболее перспективными торговыми партнерами из стран Центральной и Южной Африки могут быть ЮАР, Ангола, Нигерия, Эфиопия.
В целом в приоритетном порядке целесообразно обеспечить интересы региона в следующих странах, перспективных для развития экспорта Самарской области: Узбекистан, Казахстан, Беларусь, Китай и Иран.
7. Система оценки эффективности внешнеэкономических связей
Самарской области
При осуществлении внешнеэкономических связей Самарской области министерством проводится оценка следующих показателей:
объем привлеченных инвестиций;
количество и сумма заключенных Самарской областью в истекшем году соглашений, меморандумов, контрактов и других актов об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами;
количество и практический результат бизнес-миссий с участием представителей делового сообщества;
объем товарооборота с зарубежными партнерами;
объем экспорта, в том числе энергетического экспорта, а также несырьевого неэнергетического экспорта в части промышленных товаров, сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
количество кооперационных проектов в регионе, а также на территории иностранных государств;
участие в межрегиональных форумах и конференциях, а также заседаниях межправительственных комиссий, подкомиссий и рабочих групп, в том числе по вопросам межрегионального сотрудничества;
результаты работы по продвижению русского языка, в том числе открытие курсов изучения русского языка и создание условий для обучения детей трудовых мигрантов русскому языку.
Оценка эффективности внешнеэкономических связей Самарской области осуществляется министерством ежеквартально на основе данных таможенной статистики внешней торговли Самарской области, а также информации, представляемой региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и другими организациями в соответствии со своей компетенцией, с учетом экспертной оценки проблем и перспектив развития внешнеэкономических связей региона.