Постановление Правительства Самарской области от 19.09.2025 N 560 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.03.2019 N 179 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда" и установлении отдельных расходных обязательств Самарской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2025 г. N 560
О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области
от 29.03.2019 N 179 «Об утверждении государственной программы
Самарской области «Переселение граждан из аварийного и непригодного
для проживания жилищного фонда» и установлении отдельных расходных
обязательств Самарской области»
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях уточнения направлений расходования средств областного бюджета Правительство Самарской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 29.03.2019 N 179 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда» и установлении отдельных расходных обязательств Самарской области» следующие изменения:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Установить, что к расходным обязательствам Самарской области относятся:
предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года;
предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года;
предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятия по переселению граждан из домов блокированной застройки, признанных непригодными для проживания;
предоставление иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Самарской области на решение вопросов в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
предоставление иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Самарской области на реализацию мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года.
Финансирование расходных обязательств Самарской области, возникающих на основании абзацев со второго по четвертый настоящего пункта, осуществляется в форме бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий местным бюджетам из областного бюджета в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации в пределах объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке министерству строительства Самарской области.
Финансирование расходных обязательств Самарской области, возникающих на основании абзацев пятого и шестого настоящего пункта, осуществляется в форме бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов в форме иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета в соответствии со статьей 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в пределах объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке министерству строительства Самарской области.»;
в государственной программе Самарской области «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда» (далее – Государственная программа):
в стратегических приоритетах Государственной программы:
абзац седьмой раздела 1 «Оценка текущего состояния аварийного жилищного фонда в Самарской области» изложить в следующей редакции:
«В целях расселения аварийного жилищного фонда в период с 2019 по 2030 год региону необходимо расселить 23,7 тыс. граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, общей площадью более 376 тыс. кв. метров и 12,7 тыс. граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, общей площадью 220 тыс. кв. метров.»;
абзац одиннадцатый раздела 4 «Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в Самарской области» изложить в следующей редакции:
«Достижение ожидаемых результатов реализации Государственной программы обеспечивается посредством предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Самарской области в соответствии с приложениями 9, 15, 16, 17, 18 к Государственной программе.»;
в приложении 15 к Государственной программе:
наименование изложить в следующей редакции:
«Методика распределения и правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Самарской области на решение вопросов в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда»;
в пункте 1.1 слова «(непригодного для проживания)» исключить;
пункты 1.3, 1.4 изложить в следующей редакции:
«1.3. Иные межбюджетные трансферты предоставляются муниципальным образованиям в целях финансового обеспечения выполнения мероприятий в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда, связанных с приобретением жилых помещений муниципальными образованиями при реализации отдельных этапов адресной программы, и используются на приобретение жилых помещений, общей площадью превышающих расселяемую общую площадь аварийных жилых помещений, и (или) на приобретение жилых помещений, стоимость которых превышает среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям в Самарской области.
1.4. Критериями отбора муниципальных образований для предоставления иных межбюджетных трансфертов являются:
отсутствие заключенных муниципальных контрактов на расселение жилых помещений, включенных в соответствующий этап адресной программы, и (или) наличие вступивших в законную силу решений (постановлений) суда о предоставлении жилых помещений взамен изымаемых аварийных жилых помещений. Критерий применяется при финансировании расходов в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда при реализации отдельных этапов адресной программы, связанных с приобретением жилых помещений муниципальными образованиями, в том числе жилых помещений, общей площадью превышающих расселяемую общую площадь аварийных жилых помещений;
стоимость одного квадратного метра общей площади приобретаемых жилых помещений превышает среднюю стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленную правовым актом Правительства Самарской области на соответствующий год реализации отдельного этапа адресной программы по соответствующему муниципальному образованию. Критерий применяется при финансировании расходов в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда при реализации отдельных этапов адресной программы, связанных с приобретением жилых помещений муниципальными образованиями, стоимость которых превышает среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям в Самарской области.»;
приложение 17 к Государственной программе изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
дополнить Государственную программу приложением 18 в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство строительства Самарской области.
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений абзацев с двадцать первого по двадцать пятый пункта 1 настоящего постановления, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего постановления и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2025.
Первый
вице-губернатор –
председатель Правительства
Самарской области М.А. Смирнов
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к постановлению Правительства
Самарской области
от 19 сентября 2025 г. N 560
ПОРЯДОК
предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам
на реализацию мероприятия по переселению граждан
из аварийного жилищного фонда, признанного таковым
после 1 января 2017 года
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет механизм, условия предоставления и расходования субсидий, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Самарской области, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет в соответствии с федеральным законодательством средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (далее – Фонд), на реализацию мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, в рамках адресной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года», утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 14.02.2025 N 58-р, и государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 N 179 (далее соответственно – муниципальное образование, субсидии, Государственная программа, адресная программа).
В целях настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
перечень аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 1 января 2017 года, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области, – представленный в приложении 1 к адресной программе, сформированный в разрезе муниципальных образований на основании сведений автоматизированной информационной системы публично-правовой компании «Фонд развития территорий» перечень многоквартирных домов (далее соответственно – Перечень домов);
1.2. Предоставление субсидий осуществляется министерством строительства Самарской области (далее – министерство) в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, доведенных до министерства в установленном порядке.
1.3. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по переселению граждан из жилых домов, указанных в Перечне домов (далее – расходные обязательства).
1.4. При переселении граждан из жилых домов, указанных в Перечне домов, субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам местного значения, на реализацию следующих мероприятий (далее – мероприятия):
строительство жилых домов;
приобретение жилых помещений в построенных жилых домах у застройщиков;
приобретение жилых помещений в строящихся жилых домах у застройщиков;
приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками;
выплата гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
предоставление дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных жилых домах, признанных таковыми после 1 января 2017 года.
В целях реализации мероприятий Государственной программы органы местного самоуправления обеспечивают наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации многоквартирных домов, жилые помещения в которых приобретаются или приобретены на основании договоров купли-продажи жилых помещений как будущей вещи, инвестиционных договоров и иных договоров (за исключением договоров участия в долевом строительстве), заключенных в момент, когда строительство таких домов не завершено. Данное обязательство не распространяется на случаи, когда сумма всех договоров на приобретение жилых помещений в одном многоквартирном доме, заключенных в целях реализации адресной программы, не превышает десяти миллионов рублей.
1.5. Критерием отбора муниципальных образований для участия в Государственной программе в целях получения субсидий является наличие аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 1 января 2017 года, включенных в Перечень домов.
При этом в первую очередь подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, дата признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции более ранняя, чем у других аварийных домов.
В досрочном (внеочередном) порядке подлежат расселению многоквартирные дома из Перечня домов:
при наличии угрозы их обрушения, что подтверждается решениями муниципальных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
при наличии судебных решений, предписывающих досрочное расселение домов.
1.6. В Перечне домов определена планируемая дата окончания переселения граждан из каждого аварийного многоквартирного дома.
В целях непрерывного планирования своевременного проведения мероприятий, направленных на информирование граждан, и согласования с ними способов и иных условий переселения из аварийного жилищного фонда муниципальные образования проводят предварительную разъяснительную работу с собственниками жилых помещений, проживающими в аварийных многоквартирных домах, об условиях, сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений и размере возмещения за изымаемые (передаваемые) жилые помещения для выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения.
На основании Перечня домов органами местного самоуправления муниципальных образований оценивается степень готовности к реализации мероприятий Государственной программы (состояние рынка жилья для принятия решения о целесообразности строительства жилых помещений либо о приобретении жилых помещений у застройщика и (или) на вторичном рынке жилья, степень готовности земельных участков для строительства жилья, наличие свободного муниципального жилищного фонда, возможность формирования территорий под комплексное развитие).
На основании информации, полученной в результате проведенной работы с гражданами, оценки рынка жилья, а также информации о стоимости одного квадратного метра приобретения и строительства жилых помещений, наличии договоров о комплексном развитии территорий и свободного муниципального фонда органы местного самоуправления муниципальных образований проводят сравнительный анализ и сравнительную оценку экономической эффективности каждого из способов переселения на ближайшие три года реализации программных мероприятий и ежегодно по состоянию на 1 августа отчетного года направляют предложения в министерство.
Министерство осуществляет формирование мероприятий адресной программы с учетом предложений муниципальных образований.
Объемы расселяемых жилых помещений и количество переселяемых граждан в случае необходимости подлежат уточнению.
Гражданам, проживающим в аварийном жилом помещении по договору социального найма, предоставляется аналогичное (равнозначное) жилое помещение на тех же условиях.
Аналогичным (равнозначным) жилым помещением признается жилое помещение, не ухудшающее условия проживания граждан, проживающих в расселяемых жилых помещениях, и имеющее общую площадь не менее общей площади расселяемого жилого помещения.
2. Определение размера субсидии
2.1. Размер субсидии каждому муниципальному образованию определяется расчетным путем исходя из общего объема предусмотренных Государственной программой средств и общей площади расселяемых жилых помещений.
2.2. Распределение субсидий осуществляется в соответствии с законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий год и на плановые периоды.
При наличии потребности в перераспределении объемов субсидий актами Правительства Самарской области могут быть внесены изменения в распределение субсидий между муниципальными образованиями в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 19 Закона Самарской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области».
2.3. Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета и местных бюджетов на выполнение мероприятий по переселению граждан из жилых домов, указанных в Перечне домов, определяется как произведение общей площади аварийного жилья и стоимости одного квадратного метра по формуле
R = Q x S,
где R – общий объем финансирования;
Q – объем аварийного жилищного фонда, переселение из которого осуществляется в рамках мероприятий;
S – показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения.
Показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения принимается в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Самарской области об утверждении показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям в Самарской области на первый год реализации этапа адресной программы.
Финансирование расходов на оплату разницы между стоимостью муниципального контракта на строительство домов или приобретение жилых помещений, соглашения о выплате гражданам возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и объемом финансирования, рассчитанным как произведение площади расселяемого жилого помещения на установленный показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, осуществляется за счет средств местного бюджета.
Субсидии на реализацию мероприятий, в том числе формируемые с учетом средств Фонда, предоставляются в рамках каждого этапа адресной программы исходя из следующего процентного соотношения:
95% – средства Фонда и (или) областного бюджета;
5% – средства местного бюджета муниципального образования.
Финансирование, в том числе авансовых платежей, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам местного значения, на реализацию отдельных мероприятий, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств без применения указанного процентного соотношения.
3. Предоставление и расходование субсидии
3.1. В целях получения субсидии органы местного самоуправления муниципальных образований направляют по системе межведомственного электронного документооборота (МЭДО) в министерство заявление о предоставлении субсидии, подписанное руководителем уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования, содержащее запрашиваемый объем субсидии.
К заявлению о предоставлении субсидии прилагаются электронные копии муниципального контракта, и (или) заключенного соглашения, и (или) иных документов, обосновывающих запрашиваемый объем субсидии.
3.2. Министерство рассматривает заявление и документы, указанные в пункте 3.1 настоящего Порядка, в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем их поступления, и принимает решение о предоставлении муниципальному образованию субсидии или об отказе в ее предоставлении.
3.3. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
несоответствие муниципального образования критерию, установленному пунктом 1.5 настоящего Порядка;
предоставление неполного пакета документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка;
отсутствие заявляемых сведений в автоматизированной информационной системе «Фонд развития территорий» (далее – АИС ФРТ).
В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии министерство в течение 30 календарных дней со дня направления муниципальным образованием заявления, указанного в пункте 3.1 настоящего Порядка, направляет в письменной форме в адрес уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования мотивированный отказ.
3.4. Соглашение между министерством и уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования о предоставлении субсидии (далее – соглашение) заключается в соответствии с требованиями статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации по форме, утвержденной приказом министерства управления финансами Самарской области от 19.11.2019 N 01-07/74 «Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в Самарской области».
3.5. Условиями заключения соглашений о предоставлении муниципальным образованиям субсидий на выполнение мероприятий по переселению граждан из жилых домов, указанных в Перечне домов, по направлениям, указанным в абзаце втором пункта 3.6 настоящего Порядка, являются:
наличие адресной программы муниципального образования по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, аналогичной адресной программе, с указанием перечня подлежащих сносу или реконструкции многоквартирных домов, включенных в адресную программу;
соответствие муниципального образования критерию, установленному пунктом 1.5 настоящего Порядка.
Соглашение должно предусматривать согласие уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля Самарской области проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка ее предоставления.
Условиями предоставления муниципальным образованиям субсидий на выполнение мероприятий по переселению граждан из жилых домов, указанных в Перечне домов, по направлениям, указанным в пункте 1.4 настоящего Порядка, являются:
заключение между министерством и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования соглашения;
осуществление централизации закупок в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» комитетом по организации торгов Самарской области (за исключением случаев, когда закупка товаров, работ и услуг осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);
наличие соглашения о предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение;
наличие муниципального контракта, договора купли-продажи (договора долевого участия, договора уступки прав требования (цессии) по договору долевого участия);
наличие сведений о заключенных муниципальных контрактах (договорах) и соглашениях о предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение в АИС ФРТ.
3.6. Субсидии на выполнение мероприятий по переселению граждан из жилых домов, указанных в Перечне домов, расходуются:
на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
предоставление дополнительных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных жилых домах, признанных таковыми после с 1 января 2017 года.
3.7. Перечисление субсидии за счет средств областного бюджета осуществляется министерством, в следующем порядке:
1) рассмотрение документов, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Порядка, в следующие сроки:
в течение 2 рабочих дней, следующих за днем представления документов, подтверждающих фактически произведенные получателем субсидии расходы, и (или) документов, подтверждающих возникновение у получателя субсидии соответствующих денежных обязательств (далее документы-основания), в случае если срок оплаты в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок составляет 7 рабочих дней;
в течение 3 рабочих дней, следующих за днем представления документов-оснований, в случае если срок оплаты составляет 10 рабочих дней;
2) поэтапная приемка документов, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта, в течение сроков, установленных подпунктом 1 настоящего пункта:
1 этап – документов-оснований;
2 этап – документов, подтверждающих планируемое и (или) фактическое выделение местным бюджетом средств, предусмотренных на исполнение соответствующего расходного обязательства.
В случае перечисления субсидии за счет средств, полученных от Фонда, уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования отражаются данные о заключенных муниципальных контрактах (соглашениях об изъятии жилых помещений) в автоматизированной информационной системе публично-правовой компании «Фонд развития территорий» до формирования заявления на финансирование.
Перечисление субсидии в размере 100% от общего объема финансирования, предусмотренного министерству на текущий финансовый год, осуществляется по мере возникновения обязательств органов местного самоуправления по оплате заключенных муниципальных контрактов (соглашений об изъятии жилых помещений) или подлежащих исполнению обязательств по оплате заключенных муниципальных контрактов (соглашений об изъятии жилых помещений). При этом в сумме исполненных или подлежащих исполнению обязательств по оплате заключенных муниципальных контрактов (соглашений об изъятии жилых помещений) учитываются исполненные или подлежащие исполнению следующие обязательства:
авансы (в том числе промежуточные авансовые платежи, если они предусмотрены в договорах на приобретение жилых помещений в строящемся доме и производятся поэтапно, по мере достижения определенной муниципальным контрактом стадии строительной готовности объекта);
платежи на счета эскроу;
обязательства по оплате полученного жилого помещения, по оплате возмещения за изъятие жилого помещения и дополнительной выплаты к ней.
3.8. Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования ежемесячно в срок не позднее 25 числа представляет в электронном виде в министерство заявление о перечислении субсидии с указанием объема необходимых средств, подписанное уполномоченными лицами органа местного самоуправления муниципального образования, а также документы и информацию, подтверждающие оплату доли софинансирования за счет средств местного бюджета (копии платежных поручений, подтверждающих оплату доли софинансирования за счет средств местного бюджета, с указанием муниципальных контрактов и (или) заключенного соглашения, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка).
4. Целевые показатели результативности
4.1. Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования обеспечивает предоставление в министерство отчетов о достижении значений целевых показателей результативности предоставления субсидии и о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, в порядке, сроки и по формам, которые определены соглашением.
В случае нарушения сроков предоставления отчетов, органу местного самоуправления муниципального образования начисляется штраф в размере 5000 рублей за каждый календарный день просрочки. Штраф выставляется министерством по требованию и подлежит оплате уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования письменного требования министерства.
Целевыми показателями результативности предоставления иных межбюджетных трансфертов являются объем расселяемой общей площади и численность расселяемых граждан, которые определяются соглашением.
5. Заключительные положения
5.1. В случае нарушения уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования условий, указанных в пунктах 3.5, 3.6 настоящего Порядка, а также в случае расторжения муниципального контракта перечисленная субсидия подлежит возврату уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня расторжения муниципального контракта или получения уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования письменного требования министерства о возврате субсидии.
5.2. В случае если субсидия не возвращена в установленный срок, она взыскивается в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством или удерживается из предусмотренных муниципальному образованию лимитов бюджетных обязательств.
5.3. Министерство осуществляет обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии ее получателем.
Органы государственного финансового контроля Самарской области при осуществлении государственного финансового контроля проводят обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии ее получателем.
5.4. Органы местного самоуправления муниципальных образований несут ответственность за выполнение мероприятий Государственной программы, неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Порядка в соответствии с условиями, которые определены соглашением.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к постановлению Правительства
Самарской области
от 19 сентября 2025 г. N 560
ПОРЯДОК
предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам
на реализацию мероприятия по переселению граждан
из домов блокированной застройки, признанных непригодными для
проживания
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет механизм, условия предоставления и расходования субсидий, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Самарской области, на реализацию мероприятия по переселению граждан из домов блокированной застройки, признанных непригодными для проживания, в рамках Перечня домов блокированной застройки, признанных непригодными для проживания на территории Самарской области, утвержденного распоряжением Правительства Самарской области от 28.03.2024 N 100-р, и государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 N 179 (далее соответственно - муниципальное образование, субсидии, Государственная программа).
В целях настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
дом блокированной застройки (далее – ДБЗ) – жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок;
перечень ДБЗ – список жилых домов, признанных непригодными для проживания на территории Самарской области, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда на территории Самарской области.
Перечень ДБЗ, сформированный в разрезе муниципальных образований на основании сведений автоматизированной информационной системы публично-правовой компании «Фонд развития территорий», утвержден распоряжением Правительства Самарской области от 28.03.2024 N 100-р (далее – Перечень домов).
1.2. Предоставление субсидий осуществляется министерством строительства Самарской области (далее – министерство) в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год и на плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, доведенных до министерства в установленном порядке.
1.3. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по переселению граждан из жилых домов, указанных в Перечне домов (далее – расходные обязательства).
1.4. При переселении граждан из жилых домов, указанных в Перечне домов, субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам местного значения, на реализацию следующих мероприятий:
приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов с целью последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма;
выплата гражданам, в чьей собственности находятся непригодные для проживания жилые помещения блокированной застройки, возмещения за жилые помещения.
При определении размера возмещения за жилое помещение лицам, в чьей собственности находятся непригодные для проживания жилые помещения блокированной застройки, в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего собственнику такого жилого помещения, на котором расположен ДБЗ.
1.5. Критерием отбора муниципальных образований для участия в Государственной программе в целях получения субсидий является наличие непригодных для проживания ДБЗ, включенных в Перечень домов.
При этом в первую очередь подлежат переселению граждане из непригодных для проживания ДБЗ, дата признания которых непригодными для проживания и подлежащими сносу или реконструкции более ранняя, чем у других непригодных для проживания домов.
В досрочном (внеочередном) порядке подлежат расселению ДБЗ из Перечня домов:
при наличии угрозы их обрушения, что подтверждается решениями муниципальных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
при наличии судебных решений, предписывающих досрочное расселение отдельных жилых помещений в таких домах.
1.6. В целях непрерывного планирования своевременного проведения мероприятий, направленных на информирование граждан, и согласования с ними условий переселения из непригодного для проживания жилищного фонда муниципальные образования проводят предварительную разъяснительную работу с собственниками жилых помещений, проживающими в непригодных для проживания ДБЗ, об условиях, сроках, порядке переселения и размере возмещения за передаваемые жилые помещения.
На основании Перечня домов органами местного самоуправления муниципальных образований оценивается степень готовности к реализации мероприятий Государственной программы (состояние рынка жилья для принятия решения о целесообразности строительства жилых помещений либо о приобретении жилых помещений у застройщика и (или) на вторичном рынке жилья, степень готовности земельных участков для строительства жилья, наличие свободного муниципального жилищного фонда, возможность формирования территорий под комплексное развитие).
На основании информации, полученной в результате проведенной работы с гражданами, оценки рынка жилья, а также информации о стоимости одного квадратного метра при приобретении и строительстве жилых помещений, наличии договоров о комплексном развитии территорий и свободного муниципального фонда органы местного самоуправления муниципальных образований проводят сравнительный анализ и сравнительную оценку экономической эффективности способов переселения.
Объемы расселяемых жилых помещений и количество переселяемых граждан в случае необходимости подлежат уточнению либо исключению, а также в случае отказа собственников от участия в Государственной программе, в том числе отказа от получения возмещения за жилое помещение.
Гражданам, проживающим в непригодном для проживания ДБЗ по договору социального найма, предоставляется аналогичное (равнозначное) жилое помещение на тех же условиях.
Аналогичным (равнозначным) жилым помещением признается жилое помещение, не ухудшающее условия проживания граждан, проживающих в расселяемых жилых помещениях, и имеющее общую площадь не менее общей площади расселяемого жилого помещения.
2. Определение размера субсидии
2.1. Размер субсидии каждому муниципальному образованию определяется расчетным путем исходя из общего объема предусмотренных Государственной программой средств и общей площади расселяемых жилых помещений.
2.2. Распределение субсидий осуществляется в соответствии с законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий год и на плановые периоды.
2.3. Общий объем финансирования мероприятий из областного бюджета и местных бюджетов на выполнение мероприятий по переселению граждан из жилых домов, указанных в Перечне домов, определяется как произведение общей площади непригодного для проживания жилья и стоимости одного квадратного метра по формуле
R = Q x S,
где R – общий объем финансирования;
Q – объем непригодного для проживания жилищного фонда, переселение из которого осуществляется в рамках мероприятий;
S – показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения.
Показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения утверждается соответствующим нормативным правовым актом Правительства Самарской области на соответствующий финансовый год.
Субсидии на переселение из непригодных для проживания ДБЗ предоставляются исходя из следующего процентного соотношения:
95% – средства областного бюджета;
5% – средства местного бюджета муниципального образования.
Финансирование в том числе авансовых платежей, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам местного значения, на реализацию отдельных мероприятий, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств без применения указанного процентного соотношения.
Финансирование расходов на оплату разницы между стоимостью муниципального контракта на приобретение жилых помещений, соглашения о выплате гражданам возмещения за жилые помещения и объемом финансирования, рассчитанным как произведение площади расселяемого жилого помещения на установленный показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, осуществляется за счет средств местного бюджета.
3. Предоставление и расходование субсидии
3.1. В целях получения субсидии органы местного самоуправления муниципальных образований направляют по системе межведомственного электронного документооборота (МЭДО) в министерство заявление о предоставлении субсидии, подписанное руководителем уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования, содержащее запрашиваемый объем субсидии.
К заявлению о предоставлении субсидии прилагаются электронные копии муниципального контракта и (или) заключенного соглашения и (или) иных документов, обосновывающих запрашиваемый объем субсидии.
3.2. Министерство рассматривает заявление и документы, указанные в пункте 3.1 настоящего Порядка, в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем их поступления, и принимает решение о предоставлении муниципальному образованию субсидии или об отказе в ее предоставлении.
3.3. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
несоответствие муниципального образования критерию, установленному пунктом 1.5 настоящего Порядка;
предоставление неполного пакета документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии министерство в течение 30 календарных дней со дня направления муниципальным образованием заявления, указанного в пункте 3.1 настоящего Порядка, направляет в письменной форме в адрес уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования мотивированный отказ.
3.4. Соглашение между министерством и уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования о предоставлении субсидии (далее – соглашение) заключается в соответствии с требованиями статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации по форме, утвержденной приказом министерства управления финансами Самарской области от 19.11.2019 N 01-07/74 «Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в Самарской области».
Условиями заключения соглашений предоставления муниципальным образованиям субсидий на выполнение мероприятий по переселению граждан из жилых домов, указанных в Перечне домов, по направлениям, указанным в пункте 1.4 настоящего Порядка, являются:
наличие адресной программы муниципального образования по переселению граждан из ДБЗ с указанием Перечня домов, включенных в адресную программу;
соответствие муниципального образования критерию, установленному пунктом 1.5 настоящего Порядка.
Соглашение должно предусматривать согласие уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля Самарской области проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка ее предоставления.
3.5. Условиями предоставления муниципальным образованиям субсидий на выполнение мероприятий по переселению граждан из жилых домов, указанных в Перечне домов, по направлениям, указанным в пункте 3.6 настоящего Порядка, являются:
заключение между министерством и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования соглашения;
осуществление централизации закупок в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» комитетом по организации торгов Самарской области (за исключением случаев, когда закупка товаров, работ и услуг осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);
наличие соглашения о предоставлении возмещения за жилое помещение;
наличие муниципального контракта, договора купли-продажи (договора долевого участия, договора уступки прав требования (цессии) по договору долевого участия).
3.6. Субсидии на выполнение мероприятий по переселению граждан из жилых домов, указанных в Перечне домов, расходуются на:
приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов с целью последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма;
выплату гражданам, в чьей собственности находятся непригодные для проживания жилые помещения блокированной застройки, возмещение за жилые помещения.
3.7. Перечисление субсидии за счет средств областного бюджета осуществляется министерством, в следующем порядке:
1) рассмотрение документов, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Порядка, в следующие сроки:
в течение 2 рабочих дней, следующих за днем представления документов, подтверждающих фактически произведенные получателем субсидии расходы, и (или) документов, подтверждающих возникновение у получателя субсидии соответствующих денежных обязательств (далее документы-основания), в случае если срок оплаты в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок составляет 7 рабочих дней;
в течение 3 рабочих дней, следующих за днем представления документов-оснований, в случае если срок оплаты составляет 10 рабочих дней;
2) поэтапная приемка документов, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта, в течение сроков, установленных подпунктом 1 настоящего пункта:
1 этап – документов-оснований;
2 этап – документов, подтверждающих планируемое и (или) фактическое выделение средств местным бюджетом, предусмотренных на исполнение соответствующего расходного обязательства.
Перечисление субсидии в размере 100% от общего объема финансирования, предусмотренного министерству на текущий финансовый год, осуществляется по мере возникновения обязательств органов местного самоуправления по оплате заключенных муниципальных контрактов (соглашений о возмещении жилых помещений) или подлежащих исполнению обязательств по оплате заключенных муниципальных контрактов (соглашений о возмещении жилых помещений). При этом в сумме исполненных или подлежащих исполнению обязательств по оплате заключенных муниципальных контрактов (соглашений о возмещении жилых помещений) учитываются исполненные или подлежащие исполнению следующие обязательства:
авансы (в том числе промежуточные авансовые платежи, если они предусмотрены в муниципальных контрактах на приобретение жилых помещений в строящемся доме и производятся поэтапно, по мере достижения определенной муниципальным контрактом стадии строительной готовности объекта);
платежи на счета эскроу;
обязательства по оплате полученного жилого помещения (по оплате возмещения за жилое помещение).
3.8. Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования ежемесячно в срок не позднее 25 числа представляет в электронном виде в министерство заявление о перечислении субсидии с указанием объема необходимых средств, подписанное уполномоченными лицами органов местного самоуправления муниципальных образований, а также документы и информацию, подтверждающие оплату доли софинансирования за счет средств местного бюджета (копии платежных поручений, подтверждающих оплату доли софинансирования за счет средств местного бюджета, с указанием муниципальных контрактов и (или) заключенного соглашения, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка).
4. Целевые показатели результативности
4.1. Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования обеспечивает предоставление в министерство отчетов о достижении значений целевых показателей результативности предоставления субсидии и о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, в порядке, сроки и по формам, которые определены соглашением.
В случае нарушения сроков предоставления отчетов, орган местного самоуправления муниципального образования за каждый календарный день просрочки несет штраф в размере пяти тысяч рублей. Штраф выставляется министерством по требованию и подлежит оплате уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования письменного требования министерства.
Целевыми показателями результативности предоставления иных межбюджетных трансфертов являются объем расселяемой общей площади и численность расселяемых граждан, которые определяются соглашением.
5. Заключительные положения
5.1. В случае нарушения уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования условий, указанных в пунктах 3.5, 3.6 настоящего Порядка, а также в случае расторжения муниципального контракта, перечисленная субсидия подлежит возврату уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня расторжения муниципального контракта или получения уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования письменного требования министерства о возврате субсидии.
5.2. В случае если субсидия не возвращена в установленный срок, она взыскивается в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством или удерживается из предусмотренных муниципальному образованию лимитов бюджетных обязательств.
5.3. Министерство осуществляет обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии ее получателем.
Органы государственного финансового контроля Самарской области при осуществлении государственного финансового контроля проводят обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии ее получателем.
5.4. Органы местного самоуправления муниципальных образований несут ответственность за выполнение мероприятий Государственной программы, неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Порядка в соответствии с условиями, которые определены соглашением.