Правовые акты Самарской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Самарской области от 19.08.2025 N 478 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 28.10.2016 N 617 "О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Самарской области и внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.05.2013 N 224 "Об утверждении Положения о департаменте по вопросам общественной безопасности Самарской области и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Самарской области"

ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2025 г. N 478

 

 

О внесении изменений в постановление Правительства

Самарской области от 28.10.2016 N 617 "О региональном государственном

надзоре в области защиты населения и территорий

от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

в Самарской области и внесении изменений в постановление

Правительства Самарской области от 29.05.2013 N 224 "Об утверждении

Положения о департаменте по вопросам общественной безопасности

Самарской области и внесении изменений в отдельные постановления

Правительства Самарской области"

 

 

В соответствии с федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", постановлением Губернатора Самарской области от 25.10.2024 N 426 "О некоторых вопросах системы и структуры органов исполнительной власти Самарской области" и постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2024 N 967 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.05.2013 N 224 "Об утверждении Положения о департаменте по вопросам общественной безопасности Самарской области и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Самарской области" Правительство Самарской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 28.10.2016 N 617 "О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Самарской области и внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.05.2013 N 224 "Об утверждении Положения о департаменте по вопросам общественной безопасности Самарской области и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Самарской области" следующие изменения:

наименование изложить в следующей редакции:

"Об утверждении Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Самарской области и Порядка осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Самарской области";

преамбулу изложить в следующей редакции:

"В соответствии с федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" и "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Самарской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:";

в абзаце первом пункта 1 слова "природного и техногенного характера" исключить;

пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Реализация полномочий министерства по региональной безопасности Самарской области, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется с учетом установленной штатной численности должностных лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Самарской области и государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Самарской области.";

пункт 3 признать утратившим силу;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство по региональной безопасности Самарской области.";

Положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Самарской области изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;

Порядок осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Самарской области изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

                 Первый

        вице-губернатор –

председатель Правительства

        Самарской области                                                                                          М.А. Смирнов

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к постановлению Правительства

Самарской области

от 19 августа 2025 г. N 478

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о региональном государственном надзоре

в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

в Самарской области

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Самарской области (далее - региональный государственный надзор).

1.2. Предметом регионального государственного надзора является соблюдение лицами, указанными в подпункте "б" пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - контролируемые лица), обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Самарской области (далее - обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), а также исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

1.3. Исполнительным органом Самарской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора, является министерство по региональной безопасности Самарской области (далее - орган, осуществляющий региональный государственный надзор).

1.4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного надзора (далее - инспекторы) в министерстве по региональной безопасности Самарской области (далее - министерство), являются:

а) министр по региональной безопасности Самарской области (далее - министр);

б) первый заместитель министра - руководитель управления по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам общественной безопасности;

в) главные консультанты, консультанты, главные специалисты министерства, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по региональному государственному надзору.

1.5. Должностным лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, является министр либо лицо, его замещающее.

1.6. Должностные лица, осуществляющие региональный государственный надзор, при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

1.7. Должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного надзора, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

2. Объекты надзора

 

2.1. В настоящем Положении под объектами регионального государственного контроля (надзора) (далее - объект надзора) понимаются:

деятельность организаций в сфере предоставления услуг отдыха и оздоровления детей с их круглосуточным пребыванием;

деятельность организаций, если эти организации (их структурные подразделения) или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил постоянной готовности регионального уровня территориальной подсистемы Самарской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, за исключением организаций, в отношении которых осуществляется федеральный государственный надзор.

2.2. Министерство осуществляет учет объектов надзора. Перечень объектов регионального государственного надзора с учетом отнесения их к соответствующим категориям риска утверждается министром либо лицом, его замещающим.

Информация об объектах надзора размещается и поддерживается в актуальном состоянии:

на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт министерства);

в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

в государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".

2.3. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах надзора для целей их учета министерство использует информацию, представляемую в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.

2.4. При осуществлении учета объектов надзора на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.

 

3. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым

законом ценностям при осуществлении регионального

государственного надзора

 

3.1. Региональный государственный надзор осуществляется на основе системы управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.

3.2. Министерство при осуществлении регионального государственного надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

а) средний риск;

б) умеренный риск;

в) низкий риск.

3.3. Периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц устанавливается в соответствии с требованиями статьи 25 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" с учетом присвоенной категории риска:

периодичность проведения обязательных профилактических визитов в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего или умеренного риска, определяется Правительством Российской Федерации;

плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего, умеренного и низкого риска, не планируются.

3.4. С учетом оценки вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объекты надзора подлежат отнесению к следующим категориям риска в соответствии с критериями риска:

а) к категории умеренного риска:

деятельность организаций в сфере предоставления услуг отдыха и оздоровления детей с их круглосуточным пребыванием, за исключением организаций, в отношении которых осуществляется федеральный государственный надзор;

деятельность организаций, если эти организации (их структурные подразделения) или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил постоянной готовности регионального уровня территориальной подсистемы Самарской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, за исключением организаций, в отношении которых осуществляется федеральный государственный надзор;

б) к категории низкого риска:

деятельность организаций, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, при отсутствии за последние пять лет, предшествующих году принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, сведений о нарушениях обязательных требований, выявленных при проведении обязательного профилактического визита или контрольного (надзорного) мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3.5. Объекты надзора, отнесенные к категориям умеренного и низкого риска, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего и умеренного риска при условии, что при последнем обязательном профилактическом визите и (или) контрольном (надзорном) мероприятии в отношении объекта надзора составлялся акт контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными выявленными нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3.6. Изменение присвоенной объекту надзора категории риска на более высокую либо более низкую категорию риска допускается не более чем на одну ступень.

3.7. Отнесение объектов надзора к категориям риска осуществляется на основании приказа министерства в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Положения.

3.8. В случае пересмотра решения об отнесении объекта надзора к одной из категорий риска решение об изменении категории риска принимается министром либо лицом, его замещающим.

3.9. Контролируемое лицо с использованием в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) вправе подать в контрольный (надзорный) орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.

3.10. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального государственного надзора устанавливаются индикаторы риска нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, перечень которых приведен в приложении 1 к настоящему Положению.

3.11. Сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах контроля в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляется без взаимодействия с контролируемыми лицами (за исключением сбора, обработки, анализа и учета сведений в рамках обязательного профилактического визита). При осуществлении сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований на контролируемых лиц не могут возлагаться дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральными законами.

 

4. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)

охраняемым законом ценностям

 

4.1. В целях стимулирования добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения инспекторы осуществляют профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда).

4.2. Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда не позднее 20 декабря предшествующего года размещается на официальном сайте министерства в сети Интернет.

4.3. Должностные лица, наделенные правами осуществления регионального государственного надзора, проводят следующие профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) профилактический визит;

д) консультирование.

4.4. Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", на официальном сайте министерства в сети Интернет, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

4.5. Должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного надзора, обеспечивают ежегодное обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного надзора.

4.6. По итогам обобщения правоприменительной практики осуществляется подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного надзора (далее - доклад о правоприменительной практике).

4.7. Руководитель надзорного органа обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.

4.8. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом министра и ежегодно в срок не позднее 15 марта размещается на официальном сайте министерства в сети Интернет.

4.9. В случае наличия у органа, осуществляющего региональный государственный надзор, сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций или признаках нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган, осуществляющий региональный государственный надзор, объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4.10. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должно содержать указания на соответствующие обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению этих требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов, сроки для устранения последствий, возникших в результате действий (бездействия) контролируемого лица, которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований.

4.11. Контролируемое лицо в течение 20 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в орган, осуществляющий региональный государственный надзор, возражение в отношении указанного предостережения.

4.12. В возражении указываются наименование контролируемого лица, идентификационный номер налогоплательщика - гражданина, организации (при наличии), дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица, обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4.13. Орган, осуществляющий региональный государственный надзор, рассматривает возражение, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в срок не более 15 рабочих дней со дня получения возражения ответ.

4.14. Консультирование осуществляется должностными лицами министерства, осуществляющими региональный государственный надзор. Консультации предоставляются контролируемым лицам, представителям контролируемых лиц в устном или письменном виде без взимания платы.

4.15. Консультации предоставляются при личном обращении, посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи, при получении письменного запроса - в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан, а также в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

4.16. Консультирование контролируемых лиц осуществляется инспектором по следующим вопросам:

организация и осуществление регионального государственного надзора;

порядок осуществления надзорных мероприятий, установленных настоящим Положением;

соблюдение обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4.17. Время консультирования при личном обращении устанавливается министром. Информация об этом размещается на стенде органа, осуществляющего региональный государственный надзор, в доступном для граждан месте, на официальном сайте министерства в сети Интернет.

4.18. Гражданам, желающим получить консультацию, предоставляется право ее получения в порядке очереди.

4.19. Инспектор органа, осуществляющего региональный государственный надзор, осуществляющий консультирование, дает устный ответ по существу каждого поставленного вопроса или устное разъяснение, куда и в каком порядке консультируемым гражданам следует обратиться.

4.20. В ходе личного приема от граждан, обратившихся за консультацией, могут быть получены письменные обращения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора, которые подлежат регистрации и рассмотрению в соответствии с действующим законодательством.

4.21. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного надзорного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц министерства, иных участников надзорного мероприятия, а также результаты проведенных в рамках надзорного мероприятия экспертизы, испытаний.

4.22. Учет консультаций осуществляется путем ведения журнала консультаций.

4.23. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы инспектором по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".

4.24. Профилактические визиты проводятся по инициативе министерства (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.

Обязательный профилактический визит проводится в порядке, предусмотренном статьей 52.1 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в порядке, предусмотренном статьей 52.2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

4.25. Периодичность проведения обязательных профилактических визитов для объектов контроля устанавливается в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Положения.

 

5. Осуществление регионального государственного надзора

 

5.1. При осуществлении регионального государственного надзора взаимодействием инспекторов министерства с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие), запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).

5.2. При осуществлении регионального государственного надзора инспекторами проводятся контрольные (надзорные) мероприятия и совершаются контрольные (надзорные) действия согласно приложению 2 к настоящему Положению. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе.

5.3. Конкретное контрольное (надзорное) мероприятие, предусматривающее взаимодействие с контролируемым лицом, перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия, указываются в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, подписываемом министром либо лицом, его замещающим.

5.4. В отношении объектов надзора, отнесенных к категориям среднего, умеренного и низкого риска, региональный государственный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

5.5. Гражданин (индивидуальный предприниматель), являющийся контролируемым лицом, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), в связи с его временной нетрудоспособностью, нахождением за пределами Самарской области (в служебной командировке, в связи с ежегодным отпуском), подтвержденную соответствующими документами, применения к гражданину административного или уголовного наказания, а также избрания меры пресечения в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое делает невозможным его явку, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия откладывается министерством на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.

5.6. Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато после внесения в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" (далее - единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий) сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением выездного обследования, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.

Внесение сведений о контрольных (надзорных) и профилактических мероприятиях в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий допускается осуществлять с использованием государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".

5.7. Не допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует.

5.8. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся на основании заданий министра либо лица, его замещающего, включая задания, содержащиеся в планах работы органа, осуществляющего региональный государственный надзор.

5.9. При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки или выездного обследования для фиксации доказательств нарушений обязательных требований инспекторами могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись. Фотосъемка, аудио- и видеозапись не допускаются в отношении носителей сведений, отнесенных к государственной тайне.

5.10. При использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи должна обеспечиваться фиксация даты и времени их проведения. При использовании фотосъемки и видеозаписи осуществляются ориентирующая, обзорная, узловая и детальная фотосъемка и видеозапись.

Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, приобщаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Информация о типах и марках технических средств, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

5.11. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться в случае наличия сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни или здоровью граждан с обязательным применением видеозаписи.

Досмотр и осмотр осуществляются с использованием мобильного приложения "Инспектор" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также в случае согласия контролируемого лица на использование мобильного приложения "Инспектор".

5.12. При осуществлении экспертизы образцы, направляемые на исследование, отбираются, удостоверяются и представляются на экспертизу министерством.

 

6. Оценка результативности и эффективности деятельности

органа, осуществляющего региональный государственный надзор

 

6.1. В систему показателей результативности и эффективности деятельности органов, осуществляющих региональный государственный надзор, входят:

а) ключевые показатели регионального государственного надзора, включающие:

количество людей, погибших при чрезвычайных ситуациях, возникших на объектах контролируемых лиц (чел.), на 100 000 населения;

количество людей, пострадавших при чрезвычайных ситуациях, возникших на объектах контролируемых лиц (чел.), на 100 000 населения;

б) индикативные показатели регионального государственного надзора.

6.2. Целевые (плановые) значения ключевых показателей регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций приведены в приложении 3 к настоящему Положению.

6.3. Индикативные показатели регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций приведены в приложении 4 к настоящему Положению.

6.4. Органы, осуществляющие региональный государственный надзор, ежегодно осуществляют подготовку доклада о региональном государственном надзоре с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.

 

7. Обжалование решений органа, осуществляющего

региональный государственный надзор, действий

(бездействия) должностных лиц

 

7.1. Контролируемые лица имеют право на досудебное обжалование решений министерства и действий (бездействия) его должностных лиц в соответствии с главой 9 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

7.2. Рассмотрение жалобы на решение органа, осуществляющего региональный государственный надзор, действия (бездействие) его инспекторов осуществляется министром либо лицом, его замещающим.

7.3. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную тайну, подается контролируемым лицом уполномоченному на рассмотрение жалобы должностному лицу в письменной форме с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

7.4. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в письменной форме уполномоченному на рассмотрение жалобы должностному лицу непосредственно или почтовым отправлением.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Положению о региональном

государственном надзоре в

области защиты населения и

территорий от чрезвычайных

ситуаций в Самарской области

 

ПЕРЕЧЕНЬ

индикаторов риска нарушения обязательных требований в области защиты

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

 

1. Поступление информации от государственного казенного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Самарской области" об отсутствии сведений о прохождении руководителями организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и (или) председателями комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности указанных организаций обучения по соответствующим программам дополнительного профессионального образования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с установленной нормативными правовыми актами периодичностью.

2. Поступление информации от органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций о повторном случае несвоевременного прибытия на место происшествия для оперативного реагирования на чрезвычайную ситуацию и проведения работ по ее ликвидации специально подготовленных сил и средств контролируемого лица, входящего в перечень сил постоянной готовности регионального уровня территориальной подсистемы Самарской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, произошедшем в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты первого случая.

3. Наличие информации, полученной от государственного казенного учреждения Самарской области "Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям", о повторном случае неисправности одного и того же оконечного устройства оповещения муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения или комплексной системы экстренного оповещения населения, находящихся на балансе муниципального образования Самарской области, в течение двухсот сорока календарных дней с даты первого случая.

4. Получение от органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или дежурной службы Правительства Самарской области повторной информации о происшествии на объекте контроля, связанном с возникновением представляющего опасность для окружающих события: ландшафтного (природного) пожара, аварии, последствия которых не повлекли возникновение чрезвычайной ситуации, в течение ста восьмидесяти календарных дней с даты первого случая.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к Положению о региональном

государственном надзоре в

области защиты населения и

территорий от чрезвычайных

ситуаций в Самарской области

 

Виды

контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных)

действий, проведение которых возможно в рамках осуществления

регионального государственного надзора в области защиты населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций в Самарской области

 

N п/п

Контрольное (надзорное) мероприятие

Контрольные (надзорные) действия

Взаимодействие с контролируемым лицом

1.

Инспекционный визит

Осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

инструментальное обследование;

истребование документов

2.

Рейдовый осмотр

Осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

инструментальное обследование

3.

Документарная проверка

Получение письменных объяснений;

истребование документов

4.

Выездная проверка

Осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

экспертиза

Без взаимодействия с контролируемым лицом

5.

Выездное обследование

Осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

к Положению о региональном

государственном надзоре в

области защиты населения и

территорий от чрезвычайных

ситуаций в Самарской области

 

Целевые (плановые) значения ключевых показателей

регионального государственного надзора в области защиты населения

и территорий от чрезвычайных ситуаций

 


N п/п

Наименование ключевого показателя

Целевые (прогнозные) значения ключевых показателей по годам

2015 <*>

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

1.

Количество людей, погибших при чрезвычайных ситуациях, возникших на объектах контролируемых лиц (чел.), на 100 000 населения

0,22

0,217

0,214

0,211

0,208

0,205

0,202

0,199

0,196

0,193

0,19

0,187

0,184

0,181

0,178

0,175

2.

Количество людей, пострадавших при чрезвычайных ситуациях, возникших на объектах контролируемых лиц (чел.), на 100 000 населения

1,09

1,072

1,054

1,036

1,018

1

0,982

0,964

0,946

0,928

0,91

0,892

0,874

0,856

0,838

0,82


 

--------------------------------

<*> В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р "Об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности" за базовое значение приняты показатели 2015 года.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

к Положению о региональном

государственном надзоре в

области защиты населения и

территорий от чрезвычайных

ситуаций в Самарской области

 

Индикативные показатели регионального государственного надзора в

области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

 

Индикативные показатели регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности:

1) количество плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;

2) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;

3) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период;

4) общее количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных во взаимодействии с контролируемым лицом, за отчетный период;

5) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных во взаимодействии с контролируемым лицом по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;

6) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период;

7) количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;

8) количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период;

9) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период;

10) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период;

11) сумма административных штрафов, наложенных по результатам КНМ, за отчетный период;

12) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий за отчетный период;

13) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;

14) общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода;

15) количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска на конец отчетного периода;

16) количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода;

17) количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период;

18) общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, за отчетный период;

19) количество жалоб, в отношении которых контрольным (надзорным) органом был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период;

20) количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения контрольного (надзорного) органа либо о признании действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов недействительными, за отчетный период;

21) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период;

22) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период;

23) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к постановлению Правительства

Самарской области

от 19 августа 2025 г. N 478

 

ПОРЯДОК

осуществления государственного надзора за реализацией органами местного

самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий

от чрезвычайных ситуаций в Самарской области

 

1. Общие положения

 

Настоящий Порядок определяет механизм осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Самарской области при решении ими вопросов местного значения по организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Государственный надзор за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Самарской области осуществляется министерством по региональной безопасности Самарской области (далее - министерство) в рамках проведения регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Самарской области (далее - региональный государственный надзор) на основании положений федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Предметом регионального государственного надзора является соблюдение органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления в Самарской области при решении ими вопросов местного значения полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Самарской области.

Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного надзора (далее - инспекторы) в министерстве по региональной безопасности Самарской области (далее - министерство), являются:

а) министр по региональной безопасности Самарской области (далее - министр);

б) первый заместитель министра - руководитель управления по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам общественной безопасности;

в) главные консультанты, консультанты, главные специалисты министерства, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по региональному государственному надзору.

Должностным лицом, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является министр либо лицо, его замещающее.

Должностные лица, осуществляющие региональный государственный надзор, при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Инспекторы органа, осуществляющего региональный государственный надзор, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

2. Объекты регионального государственного надзора

 

Объектом регионального государственного надзора является деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в Самарской области (далее - объекты регионального государственного надзора) при решении ими вопросов местного значения по организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Учет объектов регионального государственного надзора осуществляется путем ведения утверждаемых правовым актом министерства перечней объектов регионального государственного надзора.

При осуществлении регионального государственного надзора инспекторами формируются контрольно-наблюдательные дела в отношении объектов регионального государственного надзора (далее - КНД).

КНД формируются в отношении каждого объекта регионального государственного надзора и содержат идентификационные номера налогоплательщиков, копии решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, акты контрольных (надзорных) мероприятий со всеми приложениями, предписания об устранении нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и иные документы по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за последние 5 лет.

КНД формируются и ведутся с соблюдением хронологии событий.

Основанием для включения сведений об объектах регионального государственного надзора в перечень объектов регионального государственного надзора и (или) формирования КНД является поступление (установление) информации о новом объекте регионального государственного надзора.

В 30-дневный срок с момента поступления (установления) первичной информации о новом объекте регионального государственного надзора орган, осуществляющий региональный государственный надзор, направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного информационного взаимодействия, запросы в адрес федеральных органов исполнительной власти и (или) их территориальных органов, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся необходимые документы и (или) информация, в целях включения сведений об объектах регионального государственного надзора в перечень объектов регионального государственного надзора и (или) формирования КНД.

 

3. Осуществление регионального государственного надзора

 

Надзор в отношении объектов регионального государственного надзора осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

Должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного надзора, не вправе требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных в соответствии с федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Плановые проверки деятельности объектов регионального государственного надзора проводятся министерством на основании ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, сформированного и согласованного прокуратурой Самарской области. При этом плановая проверка одного и того же объекта регионального государственного надзора проводится не чаще одного раза в два года.

Внеплановые проверки деятельности объектов регионального государственного надзора проводятся на основании решения руководителя министерства или лица, его замещающего, по согласованию с прокуратурой Самарской области, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Внеплановые проверки деятельности объектов регионального государственного надзора могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора Самарской области о проведении внеплановой проверки в рамках регионального государственного надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.

Проверки в отношении объектов регионального государственного надзора проводятся в выездной форме.

Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.

Результатом осуществления регионального государственного надзора являются:

составление акта проверки;

вынесение предписания об устранении нарушений установленных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

составление протокола (протоколов) об административных правонарушениях в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Информация о плановых и внеплановых проверках, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Рискориентированный подход к определенным в настоящем Порядке объектам регионального государственного надзора не применяется, категория риска причинения вреда (ущерба) не присваивается.

Должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного надзора, при выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений и установлении сроков их исполнения обязаны учитывать необходимость соблюдения объектами регионального государственного надзора требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства Самарской области "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 28.10.2016 N 617 "О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Самарской области и внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.05.2013 N 224 "Об утверждении Положения о департаменте по вопросам общественной безопасности Самарской области и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Самарской области" от 19.08.2025 N 478