Правовые акты Самарской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Самарской области от 14.08.2025 N 458 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 10.09.2021 N 689 "Об утверждении Положения об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области"

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2025 г. N 458

 

 

О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области

от 10.09.2021 N 689 "Об утверждении Положения об осуществлении

регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу

инвалидов в пределах установленной квоты и признании утратившими силу

отдельных постановлений Правительства Самарской области"

 

 

В соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Законом Самарской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области" в целях совершенствования на территории Самарской области порядка приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты Правительство Самарской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 10.09.2021 N 689 "Об утверждении Положения об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области" следующие изменения:

преамбулу изложить в следующей редакции:

"В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", частью 4 статьи 65 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" Правительство Самарской области постановляет:";

в Положении об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты:

пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Контролируемыми лицами в рамках государственного контроля (надзора) являются работодатели, расположенные на территории Самарской области, численность работников которых превышает 35 человек (далее - контролируемые лица, работодатели).";

пункты 4 - 4.2 изложить в следующей редакции:

"4. Объектом государственного контроля (надзора) является деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых контролируемые лица должны соблюдать обязательные требования, в том числе предъявляемые к работодателям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие) (далее - объект контроля).

4.1. В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - риск причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) объект контроля подлежит отнесению к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

1) высокий риск;

2) значительный риск;

3) средний риск;

4) низкий риск.

4.2. Отнесение объектов контроля к одной из предусмотренных пунктом 4.1 настоящего Положения категорий риска осуществляется ежегодно приказом министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области (далее - контрольный (надзорный) орган, министерство) при формировании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий и при формировании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) на основании сопоставления характеристик объектов контроля с утвержденными критериями отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению.";

в пункте 4.7 слово "значительного" заменить словом "высокого";

подпункт 3 пункта 7 изложить в следующей редакции:

"3) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению (и (или) устранению) выявленных нарушений обязательных требований.";

пункт 8.4 изложить в следующей редакции:

"8.4. В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объект контроля представляет явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, уполномоченное должностное лицо министерства незамедлительно направляет информацию об этом министру (заместителю министра) для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий либо в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), принимает меры, указанные в статье 90 Федерального закона N 248-ФЗ.";

пункт 8.5.2 изложить в следующей редакции:

"8.5.2. Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте министерства в сети Интернет, и может касаться как контролируемого лица в целом, так и его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений. Контролируемое лицо должно иметь возможность осуществить самообследование без идентификации пользователя.";

пункт 8.5.4 изложить в следующей редакции:

"8.5.4. Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в министерство, которое осуществляет ее регистрацию и размещает на официальном сайте министерства в сети Интернет в срок не позднее 10 рабочих дней со дня ее получения. Контролируемое лицо имеет право разместить сведения о зарегистрированной декларации соблюдения обязательных требований на своем официальном сайте в сети Интернет, в принадлежащих ему помещениях, а также использовать такие сведения в рекламной продукции.";

пункт 9 дополнить подпунктами 14, 15 следующего содержания:

"14) утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;

15) информацию о способах и процедуре самообследования, в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информацию о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами.";

пункт 11 изложить в следующей редакции:

"11. В случае наличия у министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.";

в пункте 11.2 слова "Предостережение не может содержать требования о представлении контролируемым лицом сведений и документов." заменить словами "Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов, сроки для устранения последствий, возникших в результате действий (бездействия) контролируемого лица, которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований.";

пункты 13 - 13.3 изложить в следующей редакции:

"13. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы должностным лицом министерства по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".

13.1. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а должностное лицо министерства осуществляет ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

13.2. Профилактический визит проводится по инициативе контрольного (надзорного) органа (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.

13.3. Обязательный профилактический визит проводится должностными лицами министерства по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 части 1 статьи 52.1 Федерального закона N 248-ФЗ. В случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 52.1 Федерального закона N 248-ФЗ, обязательный профилактический визит проводится с учетом периодичности, установленной в пункте 15.4 настоящего Положения.

Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в соответствии со статьей 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ.";

пункты 13.5, 13.6 изложить в следующей редакции:

"13.5. Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.

13.6. В рамках обязательного профилактического визита должностное лицо министерства при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов.";

пункты 13.6.4, 13.6.5 изложить в следующей редакции:

"13.6.4. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней.

13.6.5. После завершения профилактического визита, проводимого по инициативе контролируемого лица, должностное лицо министерства заполняет учетную карточку профилактического визита.

По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита (далее - акт обязательного профилактического визита) в порядке, предусмотренном статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ для контрольных (надзорных) мероприятий.

Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 90.1 Федерального закона N 248-ФЗ.

В случае невозможности проведения обязательного профилактического визита уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе не позднее трех месяцев с даты составления акта о невозможности проведения обязательного профилактического визита принять решение о повторном проведении обязательного профилактического визита в отношении контролируемого лица.

В случае невозможности проведения обязательного профилактического визита и (или) уклонения контролируемого лица от его проведения должностным лицом министерства составляется акт о невозможности проведения обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 65 Федерального закона N 248-ФЗ для контрольных (надзорных) мероприятий.";

пункт 13.7 изложить в следующей редакции:

"13.7. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 88 Федерального закона N 248-ФЗ для контрольных (надзорных) мероприятий.";

пункты 15.3, 15.4 изложить в следующей редакции:

"15.3. Основанием для включения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категориям высокого, значительного, среднего и низкого риска, в ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий является истечение установленного пунктом 15.4 настоящего Положения периода времени со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, являющегося контролируемым лицом;

2) окончания проведения последней плановой проверки контролируемого лица.

15.4. Периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов устанавливается в зависимости от категории риска, присвоенной деятельности контролируемого лица:

для деятельности, отнесенной к категории высокого риска, - 1 раз в 2 года либо один обязательный профилактический визит в год;

для деятельности, отнесенной к категории значительного риска, - 1 раз в 3 года;

для деятельности, отнесенной к категории среднего риска, - 1 раз в 4 года.

В отношении контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.";

пункт 16 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

"5) уклонение контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита.";

пункт 16.1 изложить в следующей редакции:

"16.1. Оценка риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований (далее - индикаторы риска). Индикатором риска является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риске причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия министерством применяются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:

1) длительное (более шести месяцев) наличие у контролируемого лица свободного рабочего места для трудоустройства инвалидов, при условии неоднократного (не менее двух раз) направления службой занятости на эту вакансию инвалида с целью трудоустройства в соответствующий период;

2) уменьшение (на основании сведений Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России") в течение шести месяцев подряд более чем на 50% числа трудоустроенных инвалидов, занимающих квотируемые рабочие места, от общего количества квотируемых рабочих мест, если число таких мест составляет более 10 (без учета рабочих мест, на которые трудоустроены инвалиды сверх установленной квоты);

3) наличие сведений о неоднократности (два и более раза в течение одного календарного года) привлечения работодателя (его должностного лица) к административной ответственности за нарушение обязательных требований.";

в подпункте 2 пункта 20.1 слова "пояснения в письменной форме" заменить словами "письменные объяснения";

пункт 20.4 изложить в следующей редакции:

"20.4. Внеплановая документарная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случая ее проведения в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.";

пункты 21, 22 изложить в следующей редакции:

"21. По окончании проведения документарной проверки составляется акт контрольного надзорного мероприятия (далее - акт) в двух экземплярах, один из которых хранится в деле министерства.

В случае невозможности составления акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия в соответствии с частью 3 статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ контролируемое лицо не подписывает акт и считается получившим акт в случае его размещения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и получения уведомления об этом в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.

22. В случае несогласия контролируемого лица с фактами и выводами по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе сообщить о своем несогласии.";

пункт 23.2 изложить в следующей редакции:

"23.2. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом министерство в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:

1) выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения;

2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с соответствующим требованием;

3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков административного правонарушения принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;

5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба).";

дополнить пунктами 23.3 - 23.7 следующего содержания:

"23.3. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если выявленные нарушения обязательных требований не устранены до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

23.4. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований должно содержать в том числе следующие сведения по каждому из нарушений:

1) описание каждого выявленного нарушения обязательных требований с указанием конкретных структурных единиц нормативного правового акта, содержащего нарушение обязательных требований;

2) срок устранения выявленного нарушения обязательных требований с указанием конкретной даты;

3) перечень рекомендованных мероприятий по устранению выявленного нарушения обязательных требований;

4) перечень рекомендуемых сведений, которые должны быть представлены в качестве подтверждения устранения выявленного нарушения обязательных требований.

23.5. В случае если контролируемое лицо является государственным или муниципальным учреждением, предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу и (или) направляется органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица. В случае выдачи предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований контролируемому лицу копия такого предписания направляется органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица.

23.6. Контрольный (надзорный) орган может отменить предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.

23.7. Контролируемое лицо, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, вправе подать ходатайство о заключении с контрольным (надзорным) органом соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - соглашение).

Порядок заключения, изменения, продления, расторжения соглашения, условия соглашения, круг лиц, имеющих право на заключение соглашения, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с соглашением контролируемое лицо или его учредитель (орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя контролируемого лица) обязуется поэтапно выполнять мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений обязательных требований, выделить соответствующие ресурсы, обеспечить ликвидацию негативных последствий выявленных нарушений обязательных требований в случае их наступления, обеспечить допуск должностных лиц контрольного (надзорного) органа на объект контроля в целях оценки соответствия, а контрольный (надзорный) орган приостанавливает действие предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований и принимает соответствующие меры, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ, при этом осуществляя поэтапную оценку исполнения контролируемым лицом соглашения.

Соглашение подлежит согласованию с органами прокуратуры. Порядок согласования органами прокуратуры соглашений устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

После заключения соглашения министерство принимает решение о приостановлении действия предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в отношении контролируемого лица. В случае неисполнения контролируемым лицом соглашения министерство принимает решение о возобновлении действия предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований. После исполнения контролируемым лицом соглашения министерство принимает решение об отмене предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

По истечении срока исполнения соглашения министерство принимает решение о признании соглашения исполненным или неисполненным.

Органы прокуратуры или министерство могут признать заключенное соглашение неисполненным до дня истечения срока его исполнения при наличии фактов, свидетельствующих, что контролируемое лицо или его учредитель в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, не предпринимает действия, направленные на исполнение соглашения, в том числе в части реализации программы устранения выявленных нарушений обязательных требований.

Контролируемое лицо не имеет права отказаться от исполнения соглашения в одностороннем порядке.";

пункт 28 дополнить подпунктами 4 - 6 следующего содержания:

"4) решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска;

5) решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц;

6) иных решений, принимаемых контрольными (надзорными) органами по итогам профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, в отношении контролируемых лиц или объектов контроля.";

пункт 34 дополнить подпунктом 7 следующего содержания:

"7) учетный номер объекта контроля в едином реестре видов контроля (при обжаловании решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска).";

пункт 41 изложить в следующей редакции:

"41. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом министерства в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования. Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более пяти рабочих дней.

Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более пяти рабочих дней.";

приложение 1 к Положению об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области.

3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

              И.о. первого

        вице-губернатора –

председателя Правительства

        Самарской области                                                                             О.В.Собещанская

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Правительства Самарской области

от 14 августа 2025 г. N 458

 

Критерии

отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) за

приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты к категориям

риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

 

1. С учетом вероятности наступления и тяжести потенциальных негативных последствий несоблюдения обязательных требований объекты государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, низкого риска.

2. К категориям высокого, значительного, среднего, низкого риска объекты контроля относятся в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов (далее - показатель потенциального риска):

а) категория высокого риска - 5 баллов и выше;

б) категория значительного риска - от 3 до 4 баллов;

в) категория среднего риска - от 1 до 2 баллов;

г) категория низкого риска - 0 баллов.

3. Значение показателя потенциального риска (ПР) определяется по формуле

 

ПР = ЧР + ПС + П,

 

где ЧР - показатель, характеризующий численность работников работодателя (при численности работников от 36 до 100 человек определяется как 1, при численности работников более 100 человек определяется как 2, при численности работников более 200 человек определяется как 3);

ПС - показатель, характеризующий количество вступивших в законную силу за три календарных года, предшествующих году, в котором принимается решение об отнесении деятельности работодателя к категории риска, постановлений о назначении административного наказания юридическому лицу (его должностным лицам) или индивидуальному предпринимателю за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 5.42 и (или) статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенных по составленным министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области протоколам об административных правонарушениях (при наличии вступивших в законную силу постановлений о назначении административного наказания определяется как 3);

П - показатель, характеризующий наличие объявленных предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований за три календарных года, предшествующих году, в котором принимается решение об отнесении деятельности работодателя к категории риска (при наличии объявленных работодателю предостережений определяется как 3).

При отсутствии вышеуказанных сведений показатели ПС, П равны 0.

 

Постановление Правительства Самарской области "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 10.09.2021 N 689 "Об утверждении Положения об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области" от 14.08.2025 N 458