Постановление Правительства Самарской области от 25.07.2025 N 417 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 710 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика наркомании, лечение и реабилитация наркозависимой части населения в Самарской области" и установлении отдельных расходных обязательств Самарской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2025 г. N 417
О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области
от 29.11.2013 N 710 "Об утверждении государственной программы
Самарской области "Противодействие незаконному обороту наркотиков,
профилактика наркомании, лечение и реабилитация наркозависимой части
населения в Самарской области" и установлении отдельных расходных
обязательств Самарской области"
В целях приведения нормативных правовых актов Правительства Самарской области в соответствие с действующим законодательством Правительство Самарской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 710 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика наркомании, лечение и реабилитация наркозависимой части населения в Самарской области" и установлении отдельных расходных обязательств Самарской области" следующие изменения:
приостановить действие абзаца третьего пункта 1.1 и абзаца третьего пункта 1.2 до 01.01.2028;
в государственной программе Самарской области "Противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика наркомании, лечение и реабилитация наркозависимой части населения в Самарской области" (далее - Государственная программа):
в стратегических приоритетах Государственной программы:
раздел 1 "Оценка текущего состояния в сфере незаконного оборота наркотиков и профилактики наркомании" изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению;
в разделе 2 "Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы":
абзац второй изложить в следующей редакции:
"В связи с этим структура Государственной программы должна охватывать как направления, обеспечивающие достижение национальной цели сохранения населения, укрепления здоровья и повышения благополучия людей, поддержки семьи, так и основные направления антинаркотической политики, реализуемые органами исполнительной власти Самарской области в пределах установленной компетенции.";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";";
дополнить абзацами следующего содержания:
"Реализация Государственной программы взаимосвязана со следующей национальной целью развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, определенной Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309:
сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи.";
в разделе 3 "Сведения о взаимосвязи Государственной программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации":
абзацы с восьмого по четырнадцатый изложить в следующей редакции:
"По каждому из направлений антинаркотической политики Российской Федерации определены меры, реализация которых будет способствовать достижению основных целей Стратегии.
Показателями, характеризующими долгосрочные приоритеты региональной политики в сфере реализации Государственной программы, определены:
вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков (количество случаев привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах на 100 тыс. человек);
криминогенность наркомании (соотношение количества наркопотребителей, привлеченных к уголовной ответственности, и наркопотребителей, привлеченных к административной ответственности за потребление наркотиков, на 100 тыс. человек);
уровень первичной заболеваемости наркологическими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков (на 100 тыс. человек);
количество случаев отравления наркотиками, в том числе среди несовершеннолетних (на 100 тыс. человек);
количество случаев смерти в результате потребления наркотиков (на 100 тыс. человек).";
в разделе 4 "Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы":
абзацы с одиннадцатого по пятнадцатый изложить в следующей редакции:
"Реализация Государственной программы способствует сохранению тенденции к общему оздоровлению наркоситуации в регионе (сокращению числа лиц с установленным диагнозом "синдром зависимости от наркотических средств (наркомания)", а также снижению числа регистрируемых фактов острых отравлений наркотиками, в том числе с летальным исходом), наметившейся в последние годы, в том числе:
сокращению числа преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также числа лиц, вовлеченных в противоправную деятельность;
качественному и эффективному проведению мониторинга и оценки развития наркоситуации в Самарской области, подготовке предложений по улучшению наркоситуации в регионе;
проведению антинаркотической пропаганды, направленной на повышение уровня осведомленности граждан, в первую очередь несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), о рисках, связанных с незаконным потреблением наркотиков, и последствиях такого потребления;
развитию системы специальной подготовки кадров в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков;";
после абзаца пятнадцатого дополнить абзацами следующего содержания:
"приобретению тест-полосок и расходных материалов для выявления психиатрами-наркологами немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ среди лиц призывного возраста, учащихся, студентов образовательных учреждений Самарской области и воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Самарской области (социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей и подростков, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, стационарных комплексных центров социального обслуживания "Радуга", "Ровесник", "Янтарь");
проведению медицинской реабилитации потребителей наркотических средств и психотропных веществ, вовлеченных в программы комплексной реабилитации и ресоциализации;
оказанию содействия в трудоустройстве гражданам, прошедшим курс реабилитации и ресоциализации;
проведению ежегодного Самарского антинаркотического форума "МЫ БУДЕМ ЖИТЬ!", приуроченного к Международному дню борьбы с наркоманией 26 июня.".
2. Приостановить действие приложения 2 к Государственной программе до 01.01.2028.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области и министерство здравоохранения Самарской области.
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый
вице-губернатор –
председатель Правительства
Самарской области М.А. Смирнов
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Самарской области
от 25 июля 2025 г. N 417
1. Оценка текущего состояния в сфере незаконного оборота наркотиков
и профилактики наркомании
Анализ сложившейся в последние годы наркоситуации в Самарской области показал, что вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков на территории региона по-прежнему сохраняют свою актуальность.
Реализация основных направлений антинаркотической политики, направленных на сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления, снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков, формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте, способствует тому, что в последние годы в Самарской области зафиксирована устойчивая тенденция к общему оздоровлению наркоситуации.
Это стало результатом эффективной реализации в 2014 - 2024 годах комплекса мероприятий, предусмотренных государственной программой Самарской области "Противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика наркомании, лечение и реабилитация наркозависимой части населения в Самарской области" (далее - Государственная программа).
Так, на начало 2014 года общее число наркопотребителей, официально зарегистрированных наркологической службой региона, составляло 34 141 человек, из них с диагнозами:
"синдром зависимости от наркотических средств (наркомания)" - 21 691 человек, из них 15 - несовершеннолетние лица в возрасте 15 - 17 лет;
"пагубное (с вредными последствиями) потребление наркотиков" - 12 450 человек, из них 434 несовершеннолетних, в том числе 82 - в возрасте до 14 лет.
В результате проведения органами исполнительной власти региона комплекса профилактических, воспитательных, информационно-пропагандистских мер, а также оказания высококвалифицированной медицинской помощи лицам, допускающим немедицинское потребление наркотических средств (лечение и медицинская реабилитация), общее число лиц, находящихся под наблюдением врачей - психиатров-наркологов, в Самарской области к началу 2025 года сократилось более чем в четыре раза (с 34 141 до 8 093 человек), а несовершеннолетних потребителей запрещенных веществ - более чем в девять раз (с 449 до 48 человек).
В регионе в указанный период существенно снизился и уровень первичной заболеваемости наркоманией. Так, если в 2014 году болезнь впервые в жизни была диагностирована у 558 человек, то в 2024 году - у 146 жителей Самарской области.
Данные мониторинга, ежегодно проводимого Государственным антинаркотическим комитетом, свидетельствуют о том, что ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации остается стабильной и контролируемой. Однако существенный уровень наркоугрозы сохраняется.
В 2024 году общее количество зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации превысило 198 тысяч, а их доля в структуре преступности составила 10,5%.
В Самарской области в 2024 году зарегистрировано 4 625 наркопреступлений, что составило 9,5% от общего числа зарегистрированных преступлений.
К началу 2024 года общее число пациентов с психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков, зарегистрированных наркологической службой Российской Федерации, составило 388 237 человек, из них 228 178 человек - пациенты с диагнозом "синдром зависимости от наркотических средств (наркомания)", 159 519 человек - лица с диагнозом "пагубное (с вредными последствиями) потребление наркотиков". Показатель заболеваемости наркоманией в целом по стране к началу 2024 года составлял 156 человек на 100 тыс. населения (распространенность наркомании).
В Самарской области на 01.01.2025 общее число зарегистрированных наркопотребителей составило 8 093 человека, из которых 4 982 человека - лица с диагнозом "синдром зависимости".
Трансформация структуры наркорынка и появление новых современных видов наркотических средств, обладающих большей силой и скоростью воздействия на организм наркопотребителя, оказывают значительное негативное влияние на уровень первичной заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков.
Число пациентов с впервые установленным диагнозом "синдром зависимости" в Российской Федерации на начало 2024 года составило 12 987 человек, что на 7,9% меньше, чем на начало 2023 года (13 967 человек).
В Самарской области в 2024 году диагноз "синдром зависимости" впервые установлен у 146 жителей региона, что на 16,6% меньше, чем в 2023 году (175 человек).
Государственный антинаркотический комитет отмечает сохраняющийся на протяжении последних лет в Российской Федерации значительный уровень отравлений запрещенными веществами.
Так, в 2024 году зарегистрировано 23 289 случаев острых отравлений наркотическими средствами и психодислептиками (галлюциногенами). При этом в 23 субъектах Российской Федерации отмечен рост числа отравлений. Показатель острых отравлений наркотиками составил 15,9 случая на 100 тыс. населения.
Принимаемые в регионе меры, направленные на снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков, способствовали тому, что по итогам 2024 года Самарская область вошла в число субъектов Российской Федерации, где отмечено снижение уровня отравлений наркотиками.
В 2024 году в регионе зарегистрировано 435 случаев отравлений запрещенными веществами. Показатель острых отравлений наркотиками составил 13,9 случая на 100 тыс. населения.
Одним из показателей эффективности реализуемых мер антинаркотической политики, направленных на снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков, также является количество смертельных отравлений запрещенными веществами.
По данным ФГБУ "Российский Центр судебно-медицинской экспертизы" Минздрава Российской Федерации, в 2024 году зафиксировано 7 986 случаев смертельных отравлений. Рост смертности от наркотиков отмечен в 17 регионах страны. Показатель острых отравлений наркотиками с летальным исходом составил 5,5 случая на 100 тыс. населения.
В Самарской области в 2024 году число смертельных отравлений составило 153 случая (4,9 случая на 100 тыс. человек).
Реализация антинаркотической политики на территории региона способствовала тому, что в Самарской области сохраняется динамика снижения числа лиц с установленным диагнозом "наркомания", находящихся под наблюдением врачей - психиатров-наркологов, фиксируется снижение уровня первичной заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков.
В разрезе муниципальных образований наиболее высокие значения показателя распространенности наркомании на 100 тыс. населения (соотношение числа лиц с установленным диагнозом "наркомания" и численности населения муниципального образования) на 01.01.2025 зарегистрированы в городских округах Новокуйбышевск (369,4 человека), Чапаевск (297,9 человека), Жигулевск (279,8 человека), Сызрань (271,6 человека), Тольятти (228,9 человека), Октябрьск (206,2 человека), Отрадный (165,7 человека), муниципальных районах Сызранский (124,5 человека), Красноярский (122,9 человека) и Кинель-Черкасский (115,8 человека).
По данным ГБУЗ "Самарский областной клинический наркологический диспансер", по состоянию на 01.04.2025 на диспансерном наблюдении с диагнозом "синдром зависимости" состоял 4 931 человек, в том числе 4 несовершеннолетних.
Наркологической службой региона зарегистрировано 3 089 пациентов с диагнозом "пагубное потребление", в том числе 37 несовершеннолетних.
В I квартале 2025 года на диспансерное наблюдение поставлено 166 человек (за аналогичный период 2024 года - 199 человек), в том числе:
с диагнозом "синдром зависимости" - 68 человек (в 2024 году - 86 человек);
с диагнозом "пагубное потребление" - 98 человек (в 2024 году - 113 человек).
Среди лиц, употребляющих наркотики и состоящих на учете в наркологических диспансерах, городские жители составляют 89,1%, женщины - 17,2%, дети и подростки - 0,5%.
В I квартале 2025 года сняты с диспансерного наблюдения 138 пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (за аналогичный период 2024 года - 158 человек), в том числе в связи с выздоровлением - 38 человек (в 2024 году - 25 человек), а также 108 человек, употребляющих наркотики с вредными последствиями (в 2024 году - 112 человек), в том числе в связи с выздоровлением - 78 человек (в 2024 году - 75 человек).
За четыре месяца 2025 года правоохранительными органами в Самарской области зарегистрировано 1 681 преступление в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе тяжких и особо тяжких - 1 375, из них преступлений, связанных со сбытом наркотиков, - 1 275.
Изъято из незаконного оборота 94,5 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе 66,27 кг синтетических наркотиков.
Ключевым звеном в системе мер по предупреждению незаконного потребления и оборота наркотических средств, профилактике наркомании на муниципальном уровне являются городские и районные антинаркотические комиссии, которые созданы во всех 37 муниципальных образованиях Самарской области.
Согласованные меры и совместные усилия органов всех ветвей власти и институтов гражданского общества в ходе реализации программных мероприятий и иных межведомственных антинаркотических мероприятий в рамках противодействия наркомании позволили удержать ситуацию под контролем.
Сохраняются положительные тенденции по снижению темпов роста количества лиц, состоящих на диспансерном наблюдении, стабилизации количества смертельных случаев, наступивших вследствие употребления наркотиков. Увеличивается число лиц, находящихся в состоянии стойкой ремиссии, а также снятых с учета в связи с выздоровлением.
Мониторинг общественного мнения показывает, что почти 90% респондентов считают проблему наркомании для нашей области актуальной. Уровень готовности общественного сознания к усилению мер, направленных на борьбу с наркоманией и распространением наркотиков, можно определить как достаточно высокий.
На наркоситуацию в стране продолжает оказывать влияние деятельность преступных групп (сообществ), направленная на расширение масштабов подпольного наркопроизводства, а также контрабандный ввоз подконтрольных веществ из-за рубежа.
Основными задачами, стоящими перед органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Самарской области в сфере реализации государственной антинаркотической политики на период до 2030 года, являются:
сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления;
снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков;
формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте.
Мероприятия, направленные на решение указанных задач, будут реализовываться как в рамках действующих направлений Государственной программы, так и в рамках новых инициатив социально-экономического развития Самарской области.
В целях улучшения наркоситуации необходима дальнейшая эффективная работа всех органов власти и общественных организаций региона по профилактике и противодействию распространения наркомании.
Так, с учетом вступления в силу с 01.09.2023 изменений в статью 54 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" в Самарской области социальную реабилитацию наркозависимых в полустационарной форме осуществляют учреждения социального обслуживания - государственные казенные учреждения Самарской области комплексные центры социального обслуживания населения (всего 9 учреждений, 46 отделений, подведомственных министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области).
Социальная реабилитация больных наркоманией (далее - социальная реабилитация) представляет собой совокупность мероприятий социального и психологического характера, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах, о профилактике правонарушений и о социальной помощи и направленных на полное или частичное восстановление социальных связей и функций, утраченных вследствие потребления наркотиков.
Социальная реабилитация осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации после получения наркологической помощи и включает в себя:
предоставление социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния больных наркоманией для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
предоставление социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности больных наркоманией, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
предоставление социально-трудовых услуг, направленных на оказание помощи в трудоустройстве больных наркоманией и в решении других проблем, связанных с их трудовой адаптацией;
предоставление социально-правовых услуг, направленных на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг - больных наркоманией, в восстановлении и оформлении утраченных документов;
оказание государственной социальной помощи больным наркоманией на основании социального контракта.