Постановление Правительства Самарской области от 02.04.2025 N 162 "Об утверждении региональной программы Самарской области "100 объектов культурного наследия" на период до 2029 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2025 г. N 162
Об утверждении региональной программы Самарской области
"100 объектов культурного наследия" на период до 2029 года
В целях эффективной реализации государственной политики в сфере сохранения историко-культурного наследия Самарской области на период до 2029 года Правительство Самарской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу Самарской области "100 объектов культурного наследия" на период до 2029 года (далее - Программа).
2. Установить, что настоящее постановление не устанавливает расходных обязательств Самарской области.
3. Заинтересованным органам исполнительной власти Самарской области обеспечить реализацию Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Самарской области.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области руководствоваться положениями Программы.
6. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый
вице-губернатор –
председатель Правительства
Самарской области М.А.Смирнов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Самарской области
от 2 апреля 2025 г. N 162
Региональная программа Самарской области
"100 объектов культурного наследия" на период до 2029 года
1. Введение
Региональная программа Самарской области "100 объектов культурного наследия" (далее - Программа) разработана во исполнение ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, состоявшегося 29 февраля 2024 года, а также Указа Губернатора Самарской области от 09.01.2025 N 4-У "О сохранении и развитии историко-культурного наследия Самарской области".
Правовую основу Программы составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ);
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р;
Закон Самарской области от 08.12.2008 N 142-ГД "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области";
Указ Губернатора Самарской области от 09.01.2025 N 1-У "Об утверждении Программы социально-экономического развития Самарской области на 2024 - 2029 годы";
Указ Губернатора Самарской области от 09.01.2025 N 4-У "О сохранении и развитии историко-культурного наследия Самарской области";
постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года";
постановление Правительства Самарской области от 15.06.2015 N 338 "О государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Самарской области".
2. Характеристика текущего состояния, основные проблемы
в сфере культурного наследия Самарской области, пути их
решения
Одним из важных направлений социально-экономической политики региона является сохранение культурного наследия. Согласно пункту 21 перечня поручений по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (утвержден Президентом Российской Федерации 30.03.2024 N Пр-616) Правительству Российской Федерации совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации:
обеспечить разработку, утверждение и реализацию программы сохранения объектов культурного наследия (далее - ОКН) народов Российской Федерации на период до 2045 года, предусмотрев в том числе:
приведение к 2030 году при участии акционерного общества "ДОМ.РФ" в удовлетворительное состояние не менее 1 тыс. ОКН и выделение в 2025 - 2030 годах на эти цели дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере не менее 51 млрд рублей;
дополнительные меры поддержки физических и юридических лиц, принимающих участие в реализации этой программы, в том числе механизм сопровождения инвесторов, участвующих в мероприятиях по обеспечению сохранности ОКН, на всех этапах осуществления таких мероприятий, включая этап вовлечения ОКН в хозяйственный оборот;
оптимизацию процедур вовлечения ОКН в хозяйственный оборот.
Самарская область отобрана в качестве пилотного региона для запуска проекта в 2024 году по восстановлению ОКН, находящихся в неудовлетворительном состоянии, совместно с АО "ДОМ.РФ". В настоящее время списки ОКН сформированы и направлены в Минкультуры России (заявлено 3 ОКН, расположенных на территории городского округа Самара). Конкурсные процедуры стартуют в первом квартале 2025 года.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Самарской области на 2024 - 2029 годы, утвержденной Указом Губернатора Самарской области от 09.01.2025 N У-1, к числу целевых показателей развития Самарской области в сфере культуры отнесено повышение доли ОКН, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве ОКН, расположенных на территории Самарской области, до 53% к 2029 году.
В соответствии с требованиями Федерального закона N 73-ФЗ государственной охране подлежат ОКН, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр), и выявленные ОКН. На территории Самарской области по состоянию на январь 2025 года расположен 1501 ОКН (памятники архитектуры), в том числе:
1008 ОКН, включенных в Реестр,
493 выявленных ОКН.
ОКН находятся во всех видах собственности: федеральной, региональной, муниципальной, частной (в собственности юридических и физических лиц), многоквартирных домах (далее - МКД).
Значительное количество ОКН расположено в городском округе Самара: 706 ОКН, включенных в Реестр, и 168 выявленных ОКН (58,2% от общего количества ОКН), на втором месте по количеству ОКН находится городской округ Сызрань - 112 и 27 объектов соответственно (9,3% от общего количества ОКН).
Данные по муниципальным районам приведены ниже в таблице.
Таблица
Количество
ОКН с распределением по муниципальным образованиям
(по состоянию на январь 2025 года)
N п/п | Муниципальное образование | ОКН федерального значения | ОКН регионального значения | Выявленные ОКН |
Муниципальные районы | ||||
1. | Алексеевский | 0 | 4 | 5 |
2. | Безенчукский | 0 | 8 | 0 |
3. | Богатовский | 0 | 1 | 11 |
4. | Борский | 0 | 12 | 12 |
5. | Большеглушицкий | 0 | 7 | 11 |
6. | Большечерниговский | 0 | 1 | 0 |
7. | Волжский | 0 | 14 | 11 |
8. | Елховский | 0 | 0 | 10 |
9. | Исаклинский | 0 | 1 | 9 |
10. | Кинельский | 1 | 7 | 22 |
11. | Кинель-Черкасский | 0 | 2 | 8 |
12. | Клявлинский | 0 | 4 | 2 |
13. | Кошкинский | 0 | 6 | 20 |
14. | Красноармейский | 0 | 6 | 0 |
15. | Красноярский | 1 | 13 | 45 |
16. | Нефтегорский | 0 | 3 | 5 |
17. | Похвистневский | 0 | 4 | 23 |
18. | Приволжский | 0 | 6 | 3 |
19. | Пестравский | 0 | 1 | 13 |
20. | Ставропольский | 0 | 14 | 25 |
21. | Сергиевский | 0 | 2 | 25 |
22. | Сызранский | 0 | 10 | 0 |
23. | Хворостянский | 0 | 2 | 14 |
24. | Челно-Вершинский | 0 | 4 | 4 |
25. | Шенталинский | 0 | 3 | 2 |
26. | Шигонский | 0 | 10 | 3 |
Городские округа | ||||
27. | Жигулевск | 0 | 4 | 0 |
28. | Кинель | 0 | 0 | 7 |
29. | Новокуйбышевск | 0 | 11 | 2 |
30. | Октябрьск | 0 | 1 | 0 |
31. | Отрадный | 0 | 0 | 1 |
32. | Похвистнево | 0 | 3 | 2 |
33. | Самара | 52 | 654 | 168 |
34. | Сызрань | 4 | 108 | 27 |
35. | Тольятти | 0 | 13 | 0 |
36. | Чапаевск | 1 | 10 | 3 |
| ИТОГО | 59 | 949 | 493 |
ОКН, включенные в Реестр, а также выявленные ОКН подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьеров, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, причиняющих вред ОКН, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Наиболее подвержены риску утраты многоквартирные жилые дома, являющиеся памятниками деревянного зодчества, расположенные в малых городах и сельских поселениях.
Статус ОКН обременяет (устанавливает ограничения права собственности) владельцев данных объектов. В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, являющегося объектом культурного наследия, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Всего из 1501 ОКН на декабрь 2024 года в удовлетворительном состоянии находилось 44%.
Многие памятники нуждаются в проведении срочных ремонтно-реставрационных работ. В этой связи особо остро встает вопрос необходимости привлечения внебюджетных средств для проведения работ по сохранению ОКН, в том числе на основе их коммерциализации. Также требует решения проблема пустующих ОКН, находящихся в государственной собственности. Эффективное использование ОКН, позволяющее в процессе эксплуатации вывести их из неудовлетворительного состояния, - главный залог сохранения культурного наследия региона.
Для повышения доли ОКН, находящихся в удовлетворительном состоянии, важны не только мероприятия, непосредственно связанные с их сохранением, но и работы по актуализации сведений об объектах. Отсутствие актуальной информации о зданиях, строениях, являющихся ОКН, влечет негативные последствия как для сохранения и использования объектов, так и для эффективного использования бюджетных средств.
Так, например, ОКН, поставленные на охрану в соответствии с нормативными правовыми документами до вступления в силу Федерального закона N 73-ФЗ, подлежат охране комплексно, то есть без учета литерного состава и его историко-культурной ценности. В этой связи необходима организация проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее - ГИКЭ) с целью уточнения сведений об ОКН.
В соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ государственная охрана ОКН включает в себя обследование и фотофиксацию один раз в пять лет состояния ОКН, включенных в Реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности.
Также на ОКН, включенный в Реестр, должен быть разработан и утвержден предмет охраны. В период 2025 - 2029 годов необходимо установить предмет охраны на 250 ОКН.
До 2029 года необходимо завершить работу по проведению ГИКЭ 493 выявленных ОКН.
Актуальным является вопрос об исключении физически утраченных ОКН из Реестра, поскольку на месте ряда ОКН в настоящее время расположены современные здания. Данную работу необходимо провести в отношении 27 физически утраченных ОКН с привлечением не менее трех экспертов.
Кроме того, в течение срока реализации Программы планируется выявление еще около 25 объектов, обладающих признаками ОКН, в отношении которых также потребуется проведение ГИКЭ.
Сведения о постановке объекта недвижимости на государственную охрану направляются в орган регистрации прав. Данная работа проводится на постоянной основе (по мере выявления новых объектов).
В целях обеспечения сохранности ОКН устанавливаются границы территорий ОКН и зоны охраны ОКН. Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) сведения о границах территорий ОКН и их зонах охраны подлежат внесению в ЕГРН.
К концу 2029 года необходимо разработать, утвердить и поставить на кадастровый учет границы территорий в отношении 1501 ОКН и зоны охраны в отношении 1026 ОКН.
На ОКН, включенные в Реестр, оформляются охранные обязательства, которые направляются собственнику ОКН и в орган регистрации прав для регистрации ограничений (обременений) прав в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
На фасадах ОКН, включенных в Реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об ОКН. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на ОКН возлагается на собственников.
В соответствии с требованиями законодательства информация об утвержденных границах территории и зон охраны ОКН (объединенной зоны охраны), режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах данных зон в обязательном порядке размещается органом государственной власти, утвердившим границы территории и зоны охраны ОКН, в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Сохранению ОКН способствуют также мероприятия, направленные на включение отдельных объектов в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Согласно Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года России необходимо войти в пятерку стран-лидеров по количеству объектов, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 22.01.2015 Пр-93 государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Самарской области совместно с региональным отделением межрегиональной общественной организации "Национальный комитет международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС)" организована работа по сбору предложений по внесению ОКН, расположенных на территории Самарской области, в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В настоящее время идет работа по номинированию в указанный список следующих ОКН:
"Бункер Сталина (объект N 1)" (памятник истории), расположенный по адресу: г. Самара, ул. Фрунзе, д. 167;
"Новая Закамская линия", расположенный на территории Самарской области и Республики Татарстан.
Совместно с ИКОМОС разработаны дорожные карты проведения основных этапов подготовительных работ в отношении этих объектов. Ежегодно разрабатываются и публикуются буклеты в целях популяризации ОКН для включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сохранение отдельных ОКН невозможно представить без сохранения окружающей их исторической среды. Этому способствует придание населенному пункту или его части статуса исторического поселения. В настоящее время 18 поселений, расположенных на территории Самарской области, подпадают под критерии исторического поселения.
По состоянию на январь 2025 года статус исторического поселения регионального значения присвоен четырем муниципальным образованиям: городскому округу Сызрань, исторической части городского округа Самара, селу Утевка Нефтегорского района и поселку Шлюзовой городского округа Тольятти.
К отдельному виду ОКН, требующих специального подхода в реализации мероприятий по сохранению, относятся достопримечательные места и усадьбы. В Самарской области расположены объекты недвижимости (здания и сооружения), входящие в комплексы старинных загородных усадеб. Несмотря на то, что все усадьбы находятся либо в неудовлетворительном, аварийном, руинированном состоянии, либо утрачены, их архитектурная и историко-культурная ценность продолжает оставаться на высоком уровне.
Наибольшую архитектурную и историческую значимость представляют три ОКН:
1. "Бывшая усадьба Орлова-Давыдова", Шигонский район, с. Усолье.
2. "Дом Гагарина, XVIII - XIX вв.", Сызранский район, с. Заборовка.
3. "Достопримечательное место "Самарское имение Л.Н. Толстого": первая "степная" усадьба писателя близ п. Гавриловский; вторая усадьба писателя "Самарский хутор" близ с. Шариповка", Алексеевский район.
В настоящее время усадьбы, расположенные в Шигонском и Сызранском районах, признаны находящимися в неудовлетворительном состоянии.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2015 N 646 "Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии" рассматривается возможность передачи усадеб частным инвесторам в долгосрочную аренду по льготной ставке.
Так, в 2024 году на территории муниципального района Шигонский Самарской области стартовала реализация инвестиционного проекта, направленного на развитие туристического потенциала района, в том числе вовлечение в хозяйственный оборот ОКН "Бывшая усадьба Орлова-Давыдова".
Одной из приоритетных задач сохранения культурного наследия является формирование условий для увеличения доли частных инвестиций в сфере экономики наследия.
С этой целью в регионе создан информационный портал "Историческая недвижимость", аккумулирующий информацию об объектах, которые предлагаются инвестору в долгосрочную аренду по льготной арендной ставке ("аренда за рубль") с обязательным условием проведения работ по их сохранению.
Вовлечение в экономический оборот объектов историко-архитектурного наследия и управление исторической недвижимостью позволяет создать уникальную среду, способствующую повышению экономической и туристической привлекательности территорий.
Следует отметить наиболее успешные реализованные проекты в Самарской области по вовлечению в хозяйственный и туристический оборот:
1) ОКН федерального значения "Бункер Сталина (объект N 1)", г. Самара, ул. Фрунзе, д. 167;
2) ОКН федерального значения "Фабрика-кухня завода имени Масленникова, архитектор Е.Н. Максимова, 1932 год", г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 149;
3) ОКН федерального значения "Здание пивного бара фон Вокано, 1903 год", г. Самара, ул. Красноармейская, д. 4;
4) ОКН федерального значения "Комплекс дачи Головкина", г. Самара, ул. Советской Армии, д. 296;
5) ОКН регионального значения "Дом Л.Н. Покидышева", г. Самара, ул. Куйбышева, д. 99/ул. Ленинградская, д. 26;
6) ОКН регионального значения "Городской особняк купцов Савельевых (Присяжного Поверенного С.А. Крылова)", г. Самара, ул. Фрунзе, д. 113;
7) ОКН регионального значения "Жилой дом. Уточненное наименование: Дом М.Д. Маштакова", г. Самара, ул. Самарская, д. 207;
8) ОКН регионального значения "Жилой дом", г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 98/Некрасовская, д. 53;
9) ОКН регионального значения "Мельница ветряная", Нефтегорский район, с. Бариновка;
10) ОКН регионального значения "Усадьба Самариных (комплекс): дом жилой (бывшая людская); ворота и ограда", Приволжский район, с. Приволжье, ул. Советская, д. 19.
Сохранение культурного наследия не представляется возможным без формирования у населения ответственного отношения к памятникам архитектуры и истории. Особое значение приобретают вопросы популяризации ОКН, расширения права доступа граждан к информации об объектах и предмете их охраны, а также популяризации труда профессионалов, занятых в сфере сохранения наследия.
Таким образом, основными проблемами сохранения, эффективного использования, популяризации и государственной охраны ОКН являются следующие:
недостаточная изученность культурного наследия на территории Самарской области, отсутствие полного объема достоверной информации об ОКН, необходимого для организации эффективной системы их государственного учета и контроля;
большое число выявленных ОКН, в отношении которых должна быть проведена историко-культурная экспертиза и принято решение о включении данных объектов в Реестр или об отказе в таком включении;
отсутствие установленных границ территорий ОКН и границ зон охраны объектов культурного наследия у значительного количества ОКН, что препятствует сохранению данных объектов;
высокая степень физической изношенности значительного количества объектов культурного наследия, создающая угрозу их полной физической утраты;
отсутствие на территории Самарской области объектов, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, слабая вовлеченность ОКН в индустрию туризма, в том числе культурно-познавательного, в инфраструктуру социально-бытового обслуживания населения Самарской области и ее гостей, что не приносит экономического эффекта от финансирования сохранения объектов культурного наследия;
низкий уровень популяризации ОКН как внутри региона, так и за его пределами, недостаточное количество познавательных и образовательных программ, посвященных культурному наследию региона.
Сложность вышеуказанных проблем указывает на необходимость их решения программно-целевым методом, позволяющим системно подойти к созданию условий их полноценного и рационального использования, развития и успешной интеграции в социально-экономическую и культурную жизнь Самарской области.
3. Цель и задачи Программы
Целью Программы является повышение уровня сохранности и эффективности использования объектов культурного наследия.
Для достижения поставленной цели Программы планируется решение следующих задач:
увеличение количества ОКН в удовлетворительном состоянии;
увеличение доли ОКН, введенных в хозяйственный оборот;
обеспечение высокого уровня сохранности исторического и культурного наследия через повышение эффективности государственной охраны ОКН;
формирование полной, исчерпывающей информации о каждом ОКН, включая информацию о его предмете охраны, границах территории и зонах охраны;
определение и номинирование отдельных ОКН статусом ЮНЕСКО;
актуализация перечня исторических поселений регионального значения, предмета охраны таких исторических поселений и границ их территорий;
популяризация ОКН.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в I этап с 2025 по 2029 год.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы осуществляется в рамках действующих государственных программ Самарской области, муниципальных программ.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы обеспечит увеличение доли ОКН, находящихся в удовлетворительном состоянии, от общего числа ОКН, расположенных на территории Самарской области, до 53% к 2029 году.
Перечень ОКН, требующих проведения работ по сохранению, приведен в приложении 1 к Программе.
План мероприятий по реализации региональной программы Самарской области "100 объектов культурного наследия" приведен в приложении 2 к Программе.
Целевые показатели, характеризующие ежегодный ход и итоги реализации региональной программы Самарской области "100 объектов культурного наследия", приведены в приложении 3 к Программе.
Методика расчета целевых показателей региональной программы Самарской области "100 объектов культурного наследия" приведена в приложении 4 к Программе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к региональной программе
Самарской области
"100 объектов культурного
наследия"
Перечень
объектов культурного наследия, требующих проведения работ по сохранению
N п/п | Наименование ОКН | Адрес |
1. | Дом Юрина | г. Самара, ул. Льва Толстого, д. 83 |
2. | Дом П.Е. Каткова | г. Самара, ул. Комсомольская, д. 15/ул. Водников, д. 39 |
3. | Дом Юрина | г. Самара, ул. Степана Разина, д. 52 |
4. | Дом Сурошникова | г. Самара, ул. Степана Разина, д. 82/ул. Венцека, д. 33 |
5. | Дом самарской мещанки Сафоновой А.П. | г. Самара, ул. Садовая, д. 228 |
6. | Жилой дом | г. Самара, ул. Ульяновская, д. 36 |
7. | Дом А.И. Ерамасова, в котором в 1900 году по возвращении из сибирской ссылки останавливался Ленин Владимир Ильич | г. Сызрань, ул. Ульяновская, д. 75 |
8. | Особняк Субботина - Шихобалова | г. Самара, ул. Алексея Толстого, д. 3 |
9. | Здание реального училища, где учились в 1882 - 1889 гг. революционер Кржижановский Глеб Максимилианович и в 1897 - 1901 гг. писатель Толстой Алексей Николаевич | г. Самара, ул. Комсомольская, д. 18/ул. Алексея Толстого, д. 31 - 33 |
10. | Жилой дом на участке Афанасьевой А.А. | г. Самара, ул. Степана Разина, д. 48/ул. Пионерская, д. 28 |
11. | Жилой дом на усадьбе Пензиных | г. Самара, ул. Степана Разина, д. 40 - 42 |
12. | Спасо-Вознесенский ("Старый") собор | г. Самара, ул. Степана Разина, д. 78 |
13. | Храм во имя Казанской Пресвятой Богородицы русской православной старообрядческой церкви с домом причта и подпорной стенкой | г. Самара, ул. Льва Толстого, д. 14 |
14. | Церковь во имя Дмитрия Солунского | Волжский район, с. Сухая Вязовка |
15. | Вторая мужская гимназия | г. Самара, ул. Фрунзе, д. 138/ул. Красноармейская, д. 6 |
16. | Дом Кирилова | г. Самара, ул. Пионерская, д. 84/ул. Молодогвардейская, д. 34 |
17. | Здание техникума, бывшего училища, в котором учились писатели Н.А. Панов, А.Н. Толстой, С.Г. Григорьев | г. Сызрань, ул. Советская, д. 81 |
18. | Жилой дом | г. Самара, ул. Фрунзе, д. 28 - 30 |
19. | Больница общества Красного Креста | г. Самара, ул. Льва Толстого, д. 136/ул. Буянова, д. 11 |
20. | Особняк Стерлядкина | г. Сызрань, ул. Советская, д. 66 |
21. | Особняк Чернухина | г. Сызрань, ул. Свердлова, д. 2 |
22. | Торговый дом Пермяковой А.Н. и сыновья с магазинами и отделением Волжско-Камского банка | г. Сызрань, ул. Советская, д. 26 |
23. | Дом Степана Григорьевича Чурина | г. Сызрань, ул. Советская, д. 49 |
24. | Земская управа | г. Сызрань, ул. Советская, д. 83 |
25. | Гостиница "Батум" в доме братьев Волгушовых | г. Сызрань, ул. Советская, д. 5 |
26. | Дом купца Бочкарева А.И. с магазином | г. Сызрань, ул. Советская, д. 28 |
27. | Дворец культуры имени А.М. Горького | г. Чапаевск, ул. Орджоникидзе, д. 18 |
28. | Дворец культуры на площади имени Кирова | г. Самара, проспект Кирова, д. 145 |
29. | Хлебозавод N 8 | г. Самара, ул. Садовая, д. 49 |
30. | Особняк Неронова | г. Самара, ул. Пионерская, д. 19 |
31. | Железнодорожный вокзал | г. Кинель, ул. Октябрьская, д. 50А |
32. | Дом, в котором 8 декабря 1918 года была организована комсомольская организация г. Самары, ныне кинотеатр имени Ленинского комсомола | г. Самара, ул. Куйбышева, д. 88 |
33. | Дом купца А.Ф. Кожевникова | г. Самара, ул. Коммунистическая, д. 3 - 5 |
34. | Доходный дом Челышева | г. Самара, ул. Красноармейская, д. 60 |
35. | Дом Субботиной - Мартинсон | г. Самара, ул. Алексея Толстого, д. 30 |
36. | Дом промышленности | г. Самара, ул. Куйбышева, д. 145 |
37. | Физиотерапевтическая больница. Арх. Щербачев А.А. Немецкий модернизированный стиль | г. Самара, ул. Ленинская, д. 75 |
38. | Бывшая усадьба Орлова-Давыдова | Шигонский район, с. Усолье |
39. | Дом Гагарина, XVII - XIX вв. | Сызранский район, с. Заборовка, ул. Почтовая, д. 1 |
40. | Дом купца Г.И. Иванова с магазином и винным складом. Архитектор Г.Н. Мошков | г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 39 |
41. | Дом купчихи А.А. Юриной | г. Самара, ул. Венцека, д. 49 |
42. | Дом Лебяжинских, архитектор Г.Н. Мошков | г. Самара, ул. Льва Толстого, д. 70 - 72 |
43. | Усадьба купца Слюсарева Ф.М. | г. Самара, ул. Алексея Толстого, д. 36/ул. Комсомольская, д. 23 |
44. | Дом Рамзина | г. Самара, ул. Водников, д. 40 |
45. | Дом Сажина | г. Самара, ул. Ленинская, д. 159 - 161/ул. Вилоновская, д. 66 |
46. | Городская усадьба | г. Самара, ул. Водников, д. 41/ул. Комсомольская, д. 8 - 10 |
47. | Дом на усадебном месте купца Полуэктова О.К. | г. Самара, ул. Максима Горького, д. 119 |
48. | Дом потомственного почетного гражданина купца К.И. Курлина | г. Самара, ул. Водников, д. 84 |
49. | Усадьба жены коллежского асессора Т.И. Тимофеева | г. Самара, ул. Куйбышева, д. 38 |
50. | Дом крестьянина А.А. Шешлова | г. Самара, ул. Самарская, д. 107 |
51. | Городская усадьба М.Т. Башева | г. Самара, ул. Самарская, д. 109 |
52. | Дом самарского купца 1-й гильдии М.Л. Бобермана с помещениями Азовско-Донского Коммерческого Банка | г. Самара, ул. Куйбышева, д. 68 - 70 |
53. | Складское помещение | г. Самара, ул. Максима Горького, д. 11/ул. Кутякова, д. 2 - 4/ул. Водников, д. 2 |
54. | Дом на усадьбе мещанина Ф.Д. Лесина | г. Самара, Ленинская, д. 104 - 106 |
55. | Дом Челышева | г. Самара, ул. Фрунзе, д. 56 |
56. | Доходный дом купчихи А.Я. Покидышевой | г. Самара, ул. Степана Разина, д. 37/ул. Пионерская, д. 23 |
57. | Дом, в котором жил Ленин Владимир Ильич в 1889 г. | Кинельский район, с. Алакаевка, ул. Ленинская, д. 1 |
58. | Часовня Люпова | Ставропольский район, Национальный парк "Самарская Лука", близ с. Винновки |
59. | Троицко-Раковский женский монастырь | Красноярский район, пос. Красный Городок, ул. Садовая, д. 28 |
60. | Народное училище | Красноярский район, с. Новый Буян, ул. Полевая, д. 44 |
61. | Михайло-Архангельская церковь | Пестравский район, с. Высокое, ул. Телеграфная, д. 48 |
62. | Здание клуба ЧЗИП | г. Чапаевск, пос. Нагорный, ул. Мячина, д. 8 |
63. | Здание церкви | Ставропольский район, Национальный парк "Самарская Лука", с. Осиновка |
64. | Курорт "Серноводск" (комплекс): 1/административное здание; 2/бювет; 3/водоочистительный колодец в виде беседки; 4/водоочистительный колодец в виде ротонды | Сергиевский район, пос. Серноводск, ул. Советская, д. 63 |
65. | Усадьба помещика Попова | Красноярский район, Красноярское лесничество, Шиланское участковое лесничество, квартал N 4 |
66. | Церковь Михаила Архангела | Красноармейский район, с. Дергачи, ул. Школьная/ул. Красотка |
67. | Старообрядческая Крестовоздвиженская церковь белокриницкой общины | г. Сызрань, ул. Ульяновская, д. 46 |
68. | Здание больницы в имении Самариных | Приволжский район, с. Спасское, ул. Крестьянская, д. 2 |
69. | Усадьба купца Калмыкова (комплекс) | Приволжский район, с. Обшаровка, ул. Советская, д. 164 - 166 |
70. | Дом почетного гражданина Щелокова А.Н. | г. Самара, ул. Алексея Толстого, д. 32 - 34 |
71. | Земская школа в с. Максимовка | Самарская область, Богатовский район, с. Максимовка, ул. Школьная, д. 11 |
72. | Здание Второй женской гимназии (лит. Б) | г. Самара, ул. Галактионовская, д. 169/ул. Ульяновская, д. 23 |
73. | Дом Юрина Е.О. (лит. А) | г. Самара, ул. Галактионовская, д. 169 |
74. | Облсовпроф | г. Самара, ул. Куйбышева, д. 90 |
75. | Особняк Шихобаловых | г. Самара, ул. Венцека, д. 55 - 57 |
76. | Здание городского театра | г. Самара, пл. Чапаева, д. 1 |
77. | Усадьба дворянина Пустошкина М.В. | г. Сызрань, ул. Карла Маркса, д. 106 |
78. | Дом купца Цветкова Н.И. | г. Сызрань, ул. Интернациональная, д. 13 |
79. | Здание, в котором в декабре 1917 г. по июнь 1918 г. находился штаб охраны города Самары. Дом полицейского управления | г. Самара, ул. Фрунзе, д. 112 |
80. | Доходный дом К.М. Мецлер | г. Самара, ул. Самарская, д. 89 |
81. | Застройка усадьбы Е.В. Новосильцевой - Ушковых (комплекс): 1) дом Сапожникова, управляющего поместьем при К.К. Ушкове, 2) здание первой выстроенной из камня больницы, 3) каменный дом священника | Волжский район, с. Рождествено, ул. Пацаева, д. 7 |
82. | Доходный дом М.М. Крепляк | г. Самара, ул. Самарская, д. 93 |
83. | Дом жилой на участке А.И. Климовой | г. Самара, ул. Льва Толстого, д. 142 |
84. | Здание бывшей кумысолечебницы Н.В. Постникова | г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 154 |
85. | Больница Аржанова | г. Самара, ул. Никитинская, д. 2/ул. Льва Толстого, д. 136 - 138 |
86. | Больница для душевнобольных на Томашевом колке | г. Самара, ул. Нагорная, д. 78 |
87. | Особняк Эрн | г. Самара, ул. Чапаевская, д. 165 |
88. | Клуб швейников | г. Самара, ул. Фрунзе, д. 100/ул. Некрасовская, д. 27 |
89. | Здание школы N 6 в поселке Комсомольский | г. Тольятти, ул. Мурысева, д. 61 |
90. | Энергетический техникум | г. Самара, ул. Самарская, 205А |
91. | Городская усадьба купца Ф.П. Казакова - купцов Маликовых - мещанина П.П. Смирнова | г. Самара, ул. Самарская, д. 40 - 42/ул. Высоцкого, д. 10 |
92. | Театр | Сергиевский район, пос. Серноводск, ул. Советская, д. 61 |
93. | Городская усадьба Сыромятниковых | г. Сызрань, ул. Советская, д. 44 |
94. | Уездное училище | г. Сызрань, пер. Лодочный, д. 22 |
95. | Казначейство | г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 35 |
96. | Магазин купца Дика | Кошкинский район, с. Кошки, ул. Лесная, 2 А |
97. | Историческая улица | с. Большая Глушица, ул. Советская, д. 32 |
98. | Дом одноэтажный | Красноярский район, с. Красный Яр, ул. Кооперативная, д. 59 |
99. | Усадьба "Баринов дом" | Красноярский р-н, с. Калиновка, ул. Почтовая, д. 31 |
100. | Дом, в котором останавливался в 1870 году И.Е. Репин | г. Тольятти, ул. Репина, д. 8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к региональной программе
Самарской области
"100 объектов культурного
наследия"
ПЛАН
мероприятий по реализации региональной программы Самарской области
"100 объектов культурного наследия" до 2029 года
N п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения, годы | Ответственный исполнитель |
1. | Проведение работ по сохранению ОКН, расположенных на территории Самарской области | 2025 - 2029 | Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Самарской области (далее - инспекция), заинтересованные органы исполнительной власти Самарской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Самарской области |
2. | Проведение государственной историко-культурной экспертизы | 2025 - 2029 | инспекция |
3. | Разработка и утверждение границ территорий ОКН | 2025 - 2029 | инспекция |
4. | Разработка и утверждение зон охраны ОКН | 2025 - 2029 | инспекция |
5. | Разработка и утверждение охранных обязательств собственников ОКН | 2025 - 2029 | инспекция |
6. | Внесение сведений об ОКН в единый государственный реестр объектов недвижимости | 2025 - 2029 | инспекция |
7. | Размещение сведений об ОКН в федеральную государственную информационную систему территориального планирования | 2025 - 2029 | инспекция |
8. | Проведение инвентаризации ОКН | 2025 - 2029 | инспекция |
9. | Утверждение предмета охраны ОКН | 2025 - 2029 | инспекция |
10. | Актуализация перечня исторических поселений регионального значения | 2025 - 2029 | инспекция |
11. | Проведение мероприятий, направленных на популяризацию ОКН | 2025 - 2029 | инспекция |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к региональной программе
Самарской области
"100 объектов культурного
наследия"
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ,
характеризующие ежегодный ход и итоги реализации региональной программы Самарской области "100 объектов культурного наследия"
N п/п | Наименование показателя | Базовое значение (2024 год) | Значение показателя по годам | ||||
2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | |||
1. | Доля ОКН, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве ОКН, расположенных на территории Самарской области, процентов | 44 | 45 | 47 | 49 | 51 | 53 |
2. | Доля ОКН, в отношении которых проведена государственная историко-культурная экспертиза, процентов | 84 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
3. | Доля ОКН, для которых утверждены границы территорий, в общем количестве ОКН, процентов | 65 | 71 | 77 | 83 | 88 | 94 |
4. | Доля ОКН, для которых утверждены зоны охраны, в общем количестве ОКН, процентов | 46 | 50 | 55 | 60 | 65 | 69 |
5. | Количество ОКН, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр объектов недвижимости, процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
6. | Количество ОКН, сведения о которых размещены в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, единиц | 110 | 70 | 50 | 50 | 50 | 50 |
7. | Количество ОКН, по которым проведена инвентаризация, единиц | 260 | 260 | 260 | 260 | 260 | 260 |
8. | Доля ОКН, по которым утверждены предметы охраны, от общего количества ОКН, процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
9. | Количество проведенных мероприятий, направленных на популяризацию ОКН | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
к региональной программе
Самарской области
"100 объектов культурного
наследия"
МЕТОДИКА РАСЧЕТА
целевых показателей региональной программы Самарской области
"100 объектов культурного наследия"
N п/п | Наименование показателя (индикатора) | Методика расчета показателя (индикатора) | Источник информации для расчета значения показателя |
1. | Доля ОКН, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве ОКН, расположенных на территории Самарской области | Показатель рассчитывается нарастающим итогом по формуле ДОКНудв = КОКНудв / ООКНудв x 100, где КОКН - количество объектов культурного наследия в удовлетворительном состоянии в текущем году, единиц; ООКН - общее количество объектов культурного наследия, расположенных на территории Самарской области, единиц | Данные государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Самарской области (далее - инспекция), Министерства культуры Российской Федерации |
2. | Доля ОКН, в отношении которых проведена ГИКЭ | Показатель рассчитывается нарастающим итогом по формуле ДОКНикэ = ККОНикэ / ООКН x 100, где КВОКНикэ - количество объектов культурного наследия, в отношении которых проведена историко-культурная экспертиза в текущем году, единиц; ОВОКН - общее количество выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Самарской области, единиц | Данные инспекции |
3. | Доля ОКН, для которых утверждены границы территорий, в общем количестве ОКН | Показатель рассчитывается нарастающим итогом по формуле ДОКНтер = КОКНтео / ООКН x 100, где КОКНтер - количество ОКН, которым утверждены границы территорий, в общем количестве ОКН в текущем году, единиц; ООКН - общее количество ОКН, расположенных на территории Самарской области, единиц | Данные инспекции |
4. | Доля ОКН, для которых утверждены зоны охраны, в общем количестве ОКН | Показатель рассчитывается нарастающим итогом по формуле ДОКНзон = КОКНзон / ООКН x 100, где КОКНзон - количество ОКН, для которых утверждены зоны охраны, в общем количестве ОКН в текущем году, единиц; ООКН - общее количество ОКН, расположенных на территории Самарской области, единиц | Данные инспекции |
5. | Количество сведений об ОКН, внесенных в ЕГРН | Показатель рассчитывается итогом по формуле К4 = КОКНЕГРН, где КОКНЕГРН - количество сведений об объектах недвижимости ОКН, внесенных в ЕГРН в текущем году, единиц | Данные инспекции |
6. | Количество ОКН, в отношении которых сведения размещены в ФГИСТП | Показатель рассчитывается итогом по формуле К8 = КтерФГИС, где КтерФГИС - количество территорий ОКН (объекты архитектуры), в отношении которых сведения размещены в ФГИС ТП в текущем году, единиц | Данные инспекции |
7. | Количество ОКН, прошедших инвентаризацию | Показатель рассчитывается по формуле КОКНинв = АТСОКН, где КОКНинв - количество прошедших инвентаризацию объектов культурного наследия в текущем году, единиц; АТСОКН - количество составленных актов технического состояния объектов культурного наследия, расположенных на территории Самарской области, единиц | Данные инспекции |
8. | Доля ОКН, в отношении которых утвержден предмет охраны | Показатель рассчитывается по формуле ДОКНпред = КОКНпред / ООКН x 100, где КОКНзон - количество ОКН, в отношении которых утвержден предмет охраны в текущем году, единиц; ООКН - общее количество ОКН, расположенных на территории Самарской области, единиц | Данные инспекции |
9. | Количество проведенных мероприятий, направленных на популяризацию ОКН | Показатель рассчитывается по формуле К = Кмер, где Кмер - количество проведенных мероприятий, направленных на популяризацию ОКН в текущем году, единиц | Данные инспекции |