Постановление Правительства Самарской области от 20.09.2024 N 692 "Об утверждении региональной программы Самарской области "Мастер спорта" до 2030 года и на перспективу до 2036 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2024 г. N 692
Об утверждении региональной программы Самарской области
"Мастер спорта" до 2030 года и на перспективу до 2036 года
В целях создания условий для достижения в Самарской области национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309, Правительство Самарской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу Самарской области "Мастер спорта" до 2030 года и на перспективу до 2036 года (далее - Программа).
2. Установить, что настоящее постановление не устанавливает расходных обязательств Самарской области.
3. Заинтересованным органам исполнительной власти Самарской области обеспечить реализацию Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
4. Министерству спорта Самарской области осуществлять координацию деятельности по выполнению мероприятий, предусмотренных Программой.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области руководствоваться положениями Программы.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство спорта Самарской области.
7. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый
вице-губернатор -
председатель Правительства
Самарской области М.А.Смирнов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Самарской области
от 20 сентября 2024 г. N 692
Региональная программа
Самарской области "Мастер спорта" до 2030 года и на перспективу до 2036 года
1. Введение
Региональная программа Самарской области "Мастер спорта" до 2030 года и на перспективу до 2036 года (далее - Программа) разработана для достижения в Самарской области национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309, и направлена на формирование и реализацию на территории Самарской области скоординированной государственной политики в сферах физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ориентированной на создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, реализацию потенциала каждого человека, воспитание патриотичной и социально ответственной личности.
Программа разработана при участии органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области и носит межведомственный и межуровневый характер.
Правовую основу Программы составляют:
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 3081-р;
Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 3894-р;
Закон Самарской области от 08.12.2014 N 123-ГД "О физической культуре и спорте в Самарской области";
план мероприятий по реализации в Самарской области I этапа Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Самарской области от 07.12.2021 N 574-р;
государственная программа Самарской области "Развитие физической культуры и спорта в Самарской области", утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 683;
Программа развития детско-юношеского спорта в Самарской области до 2030 года и план мероприятий по ее реализации, утвержденные постановлением Правительства Самарской области от 30.05.2022 N 374;
План реализации в Самарской области I этапа (2022 - 2024 годы) Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Самарской области от 08.06.2022 N 260-р;
региональная программа "Укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения в Самарской области" на 2020 - 2024 годы, утвержденная распоряжением Правительства Самарской области от 12.12.2019 N 1100-р;
Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р;
план мероприятий на 2021 - 2025 годы по реализации второго этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.06.2021 N 1692-р;
региональный план мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах на территории Самарской области второго этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Самарской области от 23.12.2021 N 600-р;
региональная программа Самарской области "Самарское спортивное долголетие" до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 25.01.2024 N 25.
2. Анализ текущего состояния деятельности, направленной
на создание условий для занятий физической
культурой и спортом
2.1. Физическая культура и массовый спорт
Деятельность в сфере физической культуры и спорта направлена на выполнение цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", а именно повышение к 2030 году уровня удовлетворенности граждан условиями для занятий физической культурой и спортом.
По итогам 2023 года доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в Самарской области составила 57,1%.
Динамика доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в Самарской области приведена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя | Значение показателя по годам, процентов | |||
2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | |
Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в Самарской области | 45,4 | 49,7 | 53,8 | 57,1 |
Динамика доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в муниципальных образованиях Самарской области приведена в таблице 2.
Таблица 2
N п/п | Наименование муниципального образования Самарской области | Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (процентов) | |||
2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | ||
Городские округа | |||||
1. | Жигулевск | 46,4 | 49,3 | 52 | 54,8 |
2. | Кинель | 47,9 | 51,5 | 53,5 | 56,1 |
3. | Новокуйбышевск | 43,3 | 51,5 | 53,3 | 56,7 |
4. | Октябрьск | 46 | 48,6 | 51,5 | 53,8 |
5. | Отрадный | 48,2 | 49,3 | 54,6 | 61,3 |
6. | Похвистнево | 50 | 53,4 | 54,7 | 59,1 |
7. | Самара | 45,3 | 48,9 | 54,3 | 57,7 |
8. | Сызрань | 45,6 | 48,2 | 51,5 | 53,9 |
9. | Тольятти | 44,2 | 47,2 | 50,5 | 53,2 |
10. | Чапаевск | 43,4 | 46,8 | 50,8 | 53,2 |
Муниципальные районы | |||||
11. | Алексеевский | 45,1 | 47,8 | 51,1 | 53,5 |
12. | Безенчукский | 46,4 | 48,5 | 51,4 | 54,9 |
13. | Богатовский | 45,9 | 48,4 | 50,9 | 53,4 |
14. | Большеглушицкий | 45,2 | 47,9 | 51,3 | 53,6 |
15. | Большечерниговский | 45,8 | 48,4 | 53 | 55,1 |
16. | Борский | 47,7 | 49,8 | 52,3 | 54,5 |
17. | Волжский | 46,8 | 49,1 | 53 | 55,5 |
18. | Елховский | 42,1 | 46,7 | 53,9 | 55,9 |
19. | Исаклинский | 43,8 | 46,9 | 51,6 | 53,9 |
20. | Камышлинский | 45,8 | 48,8 | 51,8 | 54,1 |
21. | Кинельский | 47,2 | 49,5 | 51,6 | 54,1 |
22. | Кинель-Черкасский | 45,3 | 49 | 54,5 | 58,2 |
23. | Клявлинский | 44,4 | 47,2 | 50,5 | 52,9 |
24. | Кошкинский | 48,1 | 50,1 | 52 | 54,3 |
25. | Красноармейский | 44,1 | 47,1 | 50,6 | 53 |
26. | Красноярский | 44,4 | 47,4 | 51,2 | 53,9 |
27. | Нефтегорский | 46,5 | 48,4 | 51,6 | 53,9 |
28. | Пестравский | 46,9 | 49,5 | 52,1 | 54,3 |
29. | Похвистневский | 48,7 | 50,9 | 54,4 | 56,6 |
30. | Приволжский | 47,1 | 49,3 | 52 | 55 |
31. | Сергиевский | 44,3 | 47,2 | 50,8 | 54,6 |
32. | Ставропольский | 49,5 | 51,1 | 53,8 | 56 |
33. | Сызранский | 46 | 48,8 | 54,5 | 56,5 |
34. | Хворостянский | 45,6 | 52,1 | 54 | 59 |
35. | Челно-Вершинский | 46,1 | 48,6 | 51,5 | 53,8 |
36. | Шенталинский | 47,9 | 49,9 | 52,6 | 54,8 |
37. | Шигонский | 44,1 | 47,1 | 50,7 | 53,5 |
По состоянию на 31.12.2023 доля граждан среднего возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составила 48,2%, доля граждан старшего возраста - 24,2%, доля детей и молодежи - 94,7%.
Согласно статистическим данным, по итогам 2023 года физкультурно-оздоровительная работа с населением по месту жительства граждан осуществлялась в 110 учреждениях и организациях (общее количество занимающихся составляет 242 506 человек), а также в 715 физкультурно-спортивных клубах (общее количество занимающихся составляет 332 457 человек).
Физкультурная и спортивно-массовая работа на территории Самарской области проводится министерством спорта Самарской области совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Самарской области, муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере физической культуры и спорта, государственными и муниципальными физкультурно-спортивными организациями, физкультурно-спортивными обществами, некоммерческими и коммерческими организациями.
По итогам 2023 года штатная численность работников в сфере физической культуры и спорта составила 8 633 человека, по отношению к 2022 году она увеличилась на 258 штатных единиц.
Положительная динамика обусловлена вводом в эксплуатацию спортивных объектов и усилением внимания к вопросам физкультурно-спортивной работы.
С целью поддержки молодых специалистов в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 24.12.2015 N 882 "Об утверждении Порядка предоставления единовременного пособия молодому специалисту в области физической культуры и спорта" с 2016 года в областном бюджете предусмотрены средства на предоставление единовременного пособия молодому специалисту в области физической культуры и спорта. В 2023 году единовременное пособие предоставлено 8 молодым специалистам.
Важным направлением деятельности по вовлечению граждан в систематические занятия физической культурой и спортом является проведение региональных физкультурных мероприятий. В 2023 году было проведено 98 мероприятий для всех категорий жителей, в том числе спартакиады среди сельских районов, пенсионеров, трудовых коллективов, допризывной молодежи и другие комплексные мероприятия.
Более 590 тыс. человек стали участниками испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - комплекс ГТО).
Всего за весь период внедрения комплекса ГТО успешно выполнили все необходимые нормативы более 168 тыс. человек.
В 2023 году заслуженные знаки отличия получили более 70 тыс. человек.
В выполнении нормативов комплекса ГТО приняли участие почти 1 200 жителей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обладателями знаков отличия стали 427 человек.
Ежегодно проводятся 7 областных фестивалей комплекса ГТО для различных категорий граждан.
Согласно статистическим данным, по итогам 2023 года физкультурно-оздоровительная работа в сфере образования на территории Самарской области осуществляется в 390 дошкольных образовательных организациях, в 681 общеобразовательной организации, в 81 организации профессионального образования и 23 образовательных организациях высшего образования.
Общая численность занимающихся физической культурой и спортом в дошкольных и общеобразовательных организациях составляет 354 655 человек, в организациях профессионального образования и образовательных организациях высшего образования составляет 82 893 человека.
В рамках реализации календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий Самарской области министерством спорта Самарской области совместно с советом ректоров вузов Самарской области ежегодно проводится областная универсиада среди студентов вузов. В 2023 году были проведены соревнования по 15 видам спорта, в которых приняло участие 2 100 представителей 14 вузов региона.
Также на территории Самарской области реализуется проект "Мини-футбол в вузы", среди студентов проводятся соревнования по волейболу, плаванию, мини-гольфу и другие мероприятия.
В условиях интенсификации производства и необходимости значительного повышения производительности труда большое значение приобретают вопросы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых коллективах.
В соответствии с приказами Министерства спорта Российской Федерации от 03.03.2022 N 171 "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации - модельных площадок по обобщению и распространению опыта по вовлечению различных категорий населения ("фокус-групп") в занятия физической культурой и спортом" и от 30.11.2022 N 1119 "О внесении изменений в перечень субъектов Российской Федерации - модельных площадок по обобщению и распространению опыта по вовлечению различных категорий населения ("фокус-групп") в занятия физической культурой и спортом" Самарская область включена в перечень субъектов Российской Федерации в качестве модельной площадки "Корпоративный спорт".
В 2023 году численность работников предприятий, учреждений и организаций, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составила 388 373 человека (в 2022 году - 361 877 человек).
В Самарской области ежегодно проводятся следующие мероприятия, направленные на развитие корпоративного спорта:
областная спартакиада среди трудовых коллективов;
фестиваль комплекса ГТО среди трудовых коллективов;
сельские спортивные игры;
профсоюзный лыжный кросс;
профсоюзный легкоатлетический кросс.
Также проводятся отраслевые спартакиады среди сотрудников различных организаций, предприятий и компаний, расположенных на территории Самарской области.
Эффективность вовлечения населения в систематические занятия физической культурой и массовый спорт во многом связана с комплексной работой по пропаганде здорового образа жизни.
Информация о развитии физической культуры и спорта регулярно размещается в средствах массовой информации. В социальных сетях проводятся творческие конкурсы и пропагандистские акции по спортивной тематике и формированию здорового образа жизни.
Ежегодно проводятся региональные конкурсы на выявление лучшей организации физкультурно-спортивной работы на предприятиях, работы по созданию условий для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан, по реализации комплекса ГТО, а также конкурс на выявление лучших специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Некоммерческие организации при поддержке министерства спорта Самарской области также вносят весомый вклад в развитие физической культуры и массового спорта. В 2023 году 23 организации получили более 24 миллионов рублей из средств фонда президентских грантов на реализацию социальных проектов в сфере физической культуры и спорта. В рамках указанных проектов проводилась физкультурно-спортивная работа с детьми, гражданами старшего возраста, инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
2.2. Система спортивной подготовки и спорт высших достижений
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, в их числе - реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности. Вместе с тем Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года развитие системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений определено в качестве одного из приоритетных направлений развития сферы физической культуры и спорта.
В Самарской области развиваются 139 видов спорта, из которых 22 базовых, в том числе 20 видов спорта включены в программу Олимпийских игр.
В целом система подготовки спортивного резерва в Самарской области включает 51 организацию.
В целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления в региональной системе подготовки спортивного резерва осуществляют деятельность:
центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Самарской области;
9 государственных учреждений Самарской области;
37 муниципальных учреждений со специальным наименованием "спортивная школа", находящихся в ведомственном подчинении органам управления в сфере физической культуры и спорта.
Также в системе подготовки спортивного резерва Самарской области функционируют некоммерческие организации, не являющиеся государственными (муниципальными) учреждениями, а именно автономная некоммерческая организация дополнительного образования спортивная школа "Акрон - Академия футбола имени Юрия Коноплева", автономная некоммерческая организация дополнительного образования "Академия футбола "Крылья Советов" (спортивная школа)", автономная некоммерческая организация "Хоккейный клуб "Лада" (структурное подразделение "Детско-юношеская спортивная школа "Лада"), спортивная школа филиала федерального автономного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии" (ЦСК ВВС, г. Самара).
Общая численность занимающихся в организациях системы подготовки спортивного резерва Самарской области по состоянию на 31.12.2023 составляет 43 435 человек, в том числе 347 человек (0,8%) - инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья. В государственных, муниципальных учреждениях численность занимающихся составляет 41 701 человек, или 96% в общей численности занимающихся в организациях системы подготовки спортивного резерва Самарской области. По сравнению с 2022 годом положительная динамика численности занимающихся в государственных, муниципальных учреждениях системы подготовки спортивного резерва в 2023 году составила 1,6%.
Численность учащихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, направленным на всестороннее физическое и нравственное развитие, физическое воспитание, совершенствование спортивного мастерства обучающихся, в том числе в целях включения в состав спортивных сборных команд, в государственных, муниципальных учреждениях составляет 35 607 человек, или 85,4% в общей численности обучающихся в государственных, муниципальных учреждениях системы подготовки спортивного резерва Самарской области. Доля обучающихся на этапах высшего спортивного мастерства (далее - ВСМ) и совершенствования спортивного мастерства (далее - ССМ) в общей численности лиц, проходящих спортивную подготовку, составляет 4,9%.
По данным федерального статистического наблюдения по форме N 5-ФК "Сведения по подготовке спортивного резерва" (далее - статистическое наблюдение 5-ФК), в 2023 году доля спортсменов-разрядников в общей численности занимающихся в государственных, муниципальных учреждениях системы подготовки спортивного резерва Самарской области составила 44,1%, увеличившись на 4% по сравнению с данными 2022 года. Доля спортсменов-разрядников, имеющих спортивные разряды или спортивные звания (от первого спортивного разряда до почетного спортивного звания "заслуженный мастер спорта России"), в общей численности спортсменов-разрядников в государственных, муниципальных учреждениях составила в 2022 году 23,1%, в 2023 году - 21,6%.
Количество занимающихся в государственных, муниципальных учреждениях системы подготовки спортивного резерва Самарской области, включенных в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации (за исключением адаптивных видов спорта), составляет 480 человек. По сравнению с данными 2022 года положительная динамика обучающихся, включенных в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, в 2023 году составила 2,8%.
В системе подготовки спортивного резерва Самарской области трудовую деятельность осуществляют 1 189 штатных тренеров-преподавателей, из них 1 090 (91,7%) тренеров-преподавателей государственных, муниципальных учреждений. Доля тренеров-преподавателей, имеющих высшее или среднее профессиональное физкультурное образование, в общей численности штатных тренеров-преподавателей составляет 74,5%. Из общей численности штатных работников 65 тренерам-преподавателям присвоено почетное спортивное звание "заслуженный тренер России".
Доля молодых тренеров-преподавателей системы подготовки спортивного резерва Самарской области в возрасте до 35 лет в общей численности штатных тренеров-преподавателей составляет 31% (368 человек). В настоящее время проблемы, связанные со старением тренерско-преподавательских кадров, в первую очередь проявляются в недостаточности навыков работы с цифровыми технологиями, а также увеличении разрыва в менталитете обучающихся и их наставников.
В рамках проводимой в Российской Федерации государственной политики по формированию единого физкультурно-спортивного образовательного пространства в Самарской области достаточно динамично развивается система подготовки спортивного резерва.
В 2023 году на базе государственного автономного учреждения Самарской области "Учебно-спортивный центр "Чайка" и муниципального автономного учреждения "Стадион "Нефтяник", ранее функционирующих как объекты спорта, созданы государственное автономное учреждение дополнительного образования Самарской области "Спортивная школа "Чайка" и муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Спортивная школа" городского округа Отрадный соответственно. Вместе с тем из ведомственного подчинения сферы образования в ведение органов управления в области физической культуры и спорта переданы 6 муниципальных детско-юношеских спортивных школ городского округа Самара.
В рамках реализации Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в Самарской области организациям, осуществляющим спортивную подготовку, присвоен статус образовательных, лица, замещавшие должность тренера, с их письменного согласия переведены на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, предусмотренные номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 N 225.
В Самарской области осуществляется мониторинг правоприменения законодательных и иных региональных нормативных правовых актов, регламентирующих отношения, связанные с организацией подготовки спортивного резерва, на предмет выявления в них пробелов правового регулирования, правовых коллизий и устаревших нормативных правовых актов, а также соответствия правового регулирования системы подготовки спортивного резерва Самарской области законодательству Российской Федерации. Также ведется системная работа по совершенствованию отраслевого нормативно-правового обеспечения подготовки спортивного резерва.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 01.03.2022 N 121 в целях обеспечения эффективного межведомственного и межуровневого взаимодействия образован Координационный совет по развитию детско-юношеского спорта.
Сравнительный анализ показателей деятельности организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва в Самарской области, основанный на данных статистического наблюдения 5-ФК за 2023 год, с аналогичными средними показателями по Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что Самарская область является одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации по доле спортсменов, включенных в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, в общей численности лиц, проходящих спортивную подготовку (по Самарской области - 1,4%, в среднем по Российской Федерации - 0,9%), доле занимающихся на этапах ВСМ и ССМ в общей численности лиц, проходящих спортивную подготовку (по Самарской области - 0,05%, в среднем по Российской Федерации - 0,04%), доле спортсменов-разрядников в общей численности занимающихся (по Самарской области - 44,6%, в среднем по Российской Федерации - 38%), доле спортсменов-разрядников, имеющих от первого спортивного разряда до почетного спортивного звания "заслуженный мастер спорта России", в общей численности спортсменов-разрядников (по Самарской области - 0,22%, в среднем по Российской Федерации - 0,16%), что отражает достаточно высокую эффективность функционирования системы подготовки спортивного резерва Самарской области.
В 2023 году в условиях отстранения российских спортсменов от участия в международных спортивных соревнованиях основные усилия Правительства Самарской области по развитию спорта высших достижений были направлены на подготовку спортсменов для участия во всероссийских спортивных соревнованиях, а также на организацию и проведение крупных спортивных соревнований на территории Самарской области.
За 2023 год спортсменами Самарской области завоевано 2 407 медалей на всероссийских и международных соревнованиях, из них золотых - 823 медали, серебряных - 768 медалей, бронзовых - 879 медалей (по итогам 2022 года спортсмены Самарской области завоевали 2 343 медали).
В списки спортивных сборных команд Российской Федерации вошли 1 060 областных спортсменов, из них по олимпийским и адаптивным видам спорта - 608 спортсменов, по неолимпийским видам спорта - 452 спортсмена (в 2022 году - 962 спортсмена, из них по олимпийским и адаптивным видам спорта - 576 спортсменов, по неолимпийским видам спорта - 386 спортсменов).
В 2023 году в Самарской области было проведено свыше 1 000 официальных региональных физкультурных мероприятий и спортивных соревнований, а также 189 официальных всероссийских и межрегиональных спортивных соревнований.
Вместе с тем ключевым сдерживающим фактором для дальнейшего развития отраслевой сети организаций системы подготовки спортивного резерва Самарской области и спорта высших достижений является недостаточность бюджетного финансирования, предназначенного для обеспечения участия спортсменов региона в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях, а также для материально-технического обеспечения учебно-тренировочного процесса.
Таким образом, дополнительным импульсом к развитию системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений послужит повышение материально-технической обеспеченности организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, в том числе путем ежегодной поддержки органов местного самоуправления, реализация мероприятий, направленных на поддержание спортивного долголетия, а также на создание для спортсменов Самарской области комфортных социальных (жизненных) условий, повышение осведомленности жителей о спортивных достижениях самарских спортсменов и совершенствование системы проведения спортивных мероприятий.
2.3. Развитие спортивной инфраструктуры
Основу развития физической культуры и спорта составляет спортивная материально-техническая база.
Экономическую основу Самарской области составляют промышленно развитые городские округа, в том числе областной центр Самара, городские округа Тольятти, Новокуйбышевск, Чапаевск, Отрадный, Сызрань, на территории которых базируются промышленные предприятия, долгое время содержащие сферу социального обеспечения населения, в том числе большинство спортивных объектов.
В период приватизации часть спортивных объектов предприятий была передана для дальнейшей работы в государственную и муниципальную собственность, однако значительная часть спортивных объектов предприятий была приватизирована и перепрофилирована. Только в г.о. Самара за сравнительно короткий срок утрачено 7 стадионов и крупнейший в области ипподром.
Переданные в муниципальную и государственную собственность спортивные объекты нуждались в приведении их в нормативное состояние.
В течение последних лет в Самарской области наблюдается положительная динамика роста спортивных сооружений, построено и реконструировано 105 спортивных объектов, устроено 260 спортивных площадок.
Согласно статистическим сведениям, по итогам 2023 года на территории Самарской области расположено 5 697 спортивных сооружений.
По уровню обеспеченности спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта Самарская область в настоящее время занимает 82 место из 89 регионов России.
Данный показатель в среднем по Российской Федерации за 2023 год составляет 61,4%, по Самарской области - 43%.
Динамика роста количества спортивных сооружений и уровня обеспеченности спортивными сооружениями в период 2019 - 2023 годов приведена в таблице 3, информация о развитии спортивной инфраструктуры в муниципальных образованиях, расположенных на территории Самарской области, приведена в таблице 4.
Таблица 3
Наименование показателя | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год |
Количество сооружений, единиц | 4982 | 5193 | 5412 | 5586 | 5697 |
Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, % | 39,6 | 40,9 | 41,4 | 42,4 | 43 |
Таблица 4
N п/п | Наименование районов и городов | Физкультурно-оздоровительные комплексы с универсальным спортивным залом | Всего спортивных сооружений | Обеспеченность населения спортивными сооружениями, % |
1. | Алексеевский | 1 | 49 | 104,5 |
2. | Безенчукский | 1 | 97 | 67,7 |
3. | Богатовский |
| 65 | 118,6 |
4. | Большеглушицкий | 1 | 59 | 96,9 |
5. | Большечерниговский | 1 | 76 | 124,4 |
6. | Борский | 1 | 86 | 110,6 |
7. | Волжский | 5 | 211 | 42,1 |
8. | Елховский |
| 32 | 88,8 |
9. | Исаклинский | 1 | 79 | 144,0 |
10. | Кинельский | 3 | 76 | 61,6 |
11. | Кинель-Черкасский | 2 | 130 | 81,1 |
12. | Клявлинский | 1 | 34 | 61,0 |
13. | Кошкинский | 1 | 101 | 121,5 |
14. | Красноармейский | 1 | 98 | 150,5 |
15. | Красноярский | строится | 161 | 86,4 |
16. | Камышлинский |
| 38 | 112,7 |
17. | Нефтегорский | 1 | 65 | 49,5 |
18. | Пестравский | 1 | 37 | 71,2 |
19. | Похвистневский | 2 | 120 | 114,4 |
20. | Приволжский | 1 | 80 | 68,7 |
21. | Сергиевский | 1 | 118 | 81,4 |
22. | Ставропольский | 4 | 112 | 35,8 |
23. | Сызранский |
| 53 | 58,8 |
24. | Хворостянский | 1 | 58 | 98,1 |
25. | Челно-Вершинский | 1 | 59 | 109,0 |
26. | Шенталинский | 1 | 52 | 96,9 |
27. | Шигонский |
| 70 | 85,5 |
28. | Самара | 20 | 1650 | 28,9 |
29. | Тольятти | 8 | 958 | 35,0 |
30. | Сызрань | 2 | 214 | 29,8 |
31. | Новокуйбышевск | 3 | 148 | 30,9 |
32. | Чапаевск | 3 | 115 | 39,0 |
33. | Отрадный | 1 | 106 | 50,7 |
34. | Жигулевск | 1 | 86 | 40,9 |
35. | Октябрьск |
| 56 | 60,0 |
36. | Кинель |
| 95 | 40,7 |
37. | Похвистнево | 1 | 53 | 48,8 |
| Итого по Самарской области | 71 | 5697 | 43,0 |
В 15 из 37 муниципальных образований Самарской области уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями ниже 61,4%.
Таблица 5
Муниципальные образования
Самарской области, имеющие уровень обеспеченности
населения спортивными сооружениями ниже уровня 61,4%
(средний по России)
N п/п | Муниципальное образование | Всего спортивных сооружений | Население 3 - 79 лет, человек | Обеспеченность населения спортивными сооружениями, % |
Муниципальные районы | ||||
1. | Волжский | 211 | 120 138 | 42,1 |
2. | Клявлинский | 34 | 13 241 | 61,0 |
3. | Нефтегорский | 65 | 30 046 | 49,5 |
4. | Ставропольский | 112 | 80 288 | 35,8 |
5. | Сызранский | 53 | 22 121 | 58,8 |
Городские округа | ||||
6. | Самара | 1650 | 1 089 240 | 28,9 |
7. | Тольятти | 958 | 631 849 | 35,0 |
8. | Сызрань | 214 | 153 760 | 29,8 |
9. | Новокуйбышевск | 148 | 92 830 | 30,9 |
10. | Чапаевск | 115 | 65 181 | 39,0 |
11. | Отрадный | 106 | 43 936 | 50,7 |
12. | Жигулевск | 86 | 48 677 | 40,9 |
13. | Октябрьск | 56 | 18 699 | 60,0 |
14. | Кинель | 95 | 53 274 | 40,7 |
Кроме того, в отдельных муниципалитетах отсутствуют современные физкультурно-оздоровительные комплексы для проведения массовых мероприятий (м.р. Богатовский, м.р. Елховский, м.р. Камышлинский, м.р. Сызранский, м.р. Шигонский, г.о. Октябрьск, г.о. Кинель).
В целях создания условий для привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом в регионе проводятся мероприятия по развитию спортивной инфраструктуры, в том числе по приведению действующих спортивных сооружений в нормативное состояние.
При выборе места будущего строительства учитываются показатели развития сферы физической культуры и спорта, такие как уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями, наличие физкультурно-оздоровительных комплексов в шаговой доступности, эффективность использования существующих спортивных объектов, количество граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Строительство спортивных объектов в Самарской области осуществляется по двум направлениям:
создание малозатратных спортивных сооружений для развития физической культуры и массового спорта;
строительство специализированных спортивных сооружений для развития спортивного резерва по базовым и традиционным для Самарской области видам спорта.
Первое направление включает создание физкультурно-оздоровительных комплексов, универсальных спортивных площадок, физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа (далее - ФОКОТ), площадок с тренажерами, футбольных полей.
Определение мест создания спортивных сооружений осуществляется на основании заявок администраций соответствующих муниципальных районов и городских округов. Приоритетность строительства спортивных сооружений определяется с учетом эффективности использования существующих спортивных объектов.
В связи с недостаточностью площадей для размещения спортивных сооружений в крупных городах Самарской области местным администрациям рекомендуется планировать создание сооружений в рекреационных зонах, таких как парки, лесопосадки, дворовые территории, внутри которых в зависимости от окружающих условий предлагается размещать лыжные и велосипедные трассы, тренажерные площадки, сезонные катки, теннисные столы.
Также перспективным направлением в развитии спортивной инфраструктуры в Самарской области является создание "умных" спортивных площадок в виде плоскостных спортивных сооружений, модульных спортивных залов и фиджитал-центров.
Мероприятия по устройству универсальных спортивных площадок в Самарской области реализуются ежегодно за счет средств областного бюджета.
Устройство многофункциональных спортивных площадок, к которым относятся ФОКОТ, возможно за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Оптимальное количество создаваемых спортивных площадок за 1 год - 25 универсальных спортивных площадок и 3 ФОКОТ.
Другим направлением развития спортивной инфраструктуры является строительство специализированных спортивных сооружений для развития спортивного резерва по базовым и традиционным для Самарской области видам спорта.
В г.о. Самара планируется строительство легкоатлетического манежа, центра водных видов спорта, универсального спортивного комплекса.
Важным источником финансирования строительства спортивных объектов является привлечение внебюджетных средств крупных предприятий, осуществляющих свою деятельность в регионе.
В настоящее время достигнута договоренность с публичным акционерным обществом "Нефтяная компания "Роснефть" о строительстве фиджитал-центра.
Согласно имеющимся данным, самый низкий уровень обеспечения населения спортивными сооружениями сложился в наиболее крупных населенных пунктах, в которых проживает половина населения региона. В связи с высокой плотностью населения и недостаточностью свободных площадей, пригодных для создания спортивных объектов, планируется принять меры для повышения эффективности использования спортивных сооружений. В связи с чем необходима разработка инструментов обратной связи с населением в рамках цифровизации учета посещения спортивных сооружений, в связи с чем планируется создание центра сбора данных о состоянии и загрузке спортивных объектов.
3. Цель и задачи Программы
Приоритетной целью Программы является создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, обеспечивающих личностное самоопределение и самореализацию, реализацию потенциала каждого человека, воспитание патриотичной и социально ответственной личности, а также повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия.
К числу ключевых задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
формирование эффективной межведомственной системы управления деятельностью, направленной на вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой и спортом:
создание условий для полноценного кадрового обеспечения физкультурно-спортивной работы;
совершенствование системы физкультурных мероприятий, спортивно-массовых мероприятий и спортивных соревнований;
создание условий для самореализации спортсмена;
совершенствование мер социальной поддержки спортсменов и подготовивших их тренеров, обеспечивающих мотивацию к повышению уровня спортивного мастерства спортсменов и росту профессионального мастерства тренеров;
развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций сферы физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, социальной защиты населения.
4. Сроки реализации Программы
I этап - 2024 - 2030 годы;
II этап - 2031 - 2036 годы.
На всех этапах реализации Программы министерством спорта Самарской области осуществляется ежегодный мониторинг реализации Программы и степени достижения ожидаемых результатов.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Система финансового обеспечения реализации мероприятий Программы основывается на принципах и нормах действующего законодательства.
Финансирование Программы осуществляется заинтересованными органами исполнительной власти Самарской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области в пределах средств, предусмотренных им на соответствующий финансовый год и на плановый период, а также за счет внебюджетных средств.
Основным инструментом реализации Программы является осуществление мероприятий государственной программы Самарской области "Развитие физической культуры и спорта в Самарской области", мероприятий региональной составляющей федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография", государственных программ Самарской области, программ органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы обеспечит достижение следующих результатов:
повышение эффективности межведомственной системы управления деятельностью, направленной на вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой и спортом;
сформирована эффективная система межведомственного и межуровневого взаимодействия при решении вопросов развития сферы физической культуры и спорта;
повышение кадровой обеспеченности организаций в сфере физической культуры и спорта;
создана и функционирует система развития квалифицированного кадрового обеспечения в сфере физической культуры и спорта;
действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки профессионального развития спортсменов и тренеров;
обеспечено развитие системы физкультурных и спортивно-массовых мероприятий для всех групп населения;
создана и функционирует система регулярного обновления материально-технической базы организаций системы подготовки спортивного резерва;
сформирована система оказания мер социальной поддержки спортсменов и подготовивших их тренеров, обеспечивающих мотивацию к повышению уровня спортивного мастерства спортсменов и росту профессионального мастерства тренеров;
обеспечено функционирование эффективной системы выявления, поддержки и развития спортивных способностей и талантов у детей и молодежи;
приняты меры по обеспечению финансирования учреждений спортивной подготовки в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки;
увеличено число спортивных мероприятий, на которых спортсмены могут повышать спортивное мастерство для участия в отборе на межрегиональных и всероссийских соревнованиях;
повышение доступности занятий физической культурой и спортом.
Целевые показатели, характеризующие ежегодный ход и итоги реализации региональной программы Самарской области "Мастер спорта" до 2030 года и на перспективу до 2036 года, приведены в приложении 1 к Программе.
Методика расчета целевых показателей, характеризующих ежегодный ход и итоги реализации региональной программы Самарской области "Мастер спорта" до 2030 года и на перспективу до 2036 года, приведена в приложении 2 к Программе.
План мероприятий по реализации региональной программы Самарской области "Мастер спорта" до 2030 года и на перспективу до 2036 года приведен в приложении 3 к Программе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к региональной программе
Самарской области "Мастер спорта"
до 2030 года и на перспективу
до 2036 года
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ,
характеризующие ежегодный ход и итоги реализации региональной программы Самарской области "Мастер спорта" до 2030 года и на перспективу до 2036 года
N п/п | Наименование показателя | Базовое значение (2023 год), процентов | Значение показателя по годам, процентов | ||||||
2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | |||
1. | Доля населения Самарской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Самарской области в возрасте от 3 до 79 лет | 57,1 | 57,6 | 58,1 | 60,5 | 62,9 | 65,3 | 67,7 | 70 |
2. | Доля сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом | 52,9 | 48,3 | 48,5 | 49,8 | 52,4 | 54,8 | 57,2 | 60 |
3. | Доля граждан в возрасте от 3 до 29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан данной возрастной категории | 94,7 | 95,2 | 95,2 | 95,2 | 95,2 | 95,2 | 95,2 | 95,2 |
4. | Доля граждан в возрасте от 30 до 54 лет (женщины) и до 59 лет (мужчины), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан данной возрастной категории | 48,2 | 52 | 55 | 58 | 63,5 | 69 | 74,5 | 80 |
5. | Доля граждан в возрасте от 55 до 79 лет (женщины) и от 60 до 79 лет (мужчины), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан данной возрастной категории | 24,2 | 26 | 27,5 | 30,3 | 33,4 | 36,3 | 39,1 | 42 |
6. | Доля граждан трудоспособного возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом | 58,5 | 59,8 | 60,3 | 62,9 | 68 | 73 | 78 | 82 |
7. | Доля лиц, проходящих спортивную подготовку, в общей численности обучающихся в государственных, муниципальных организациях дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа" (далее - спортивная школа) в рамках государственного (муниципального) задания | 86,5 | 86,7 | 86,9 | 87,1 | 87,4 | 87,7 | 88 | 88,3 |
8. | Доля спортсменов-разрядников в общей численности лиц, проходящих спортивную подготовку в государственных (муниципальных) спортивных школах | 51,5 | 52,0 | 52,5 | 53,0 | 53,5 | 54,0 | 54,5 | 55 |
9. | Уровень обеспеченности спортивными сооружениями | 43 | 43,4 | 44,4 | 45,6 | 47 | 48,4 | 50 | 52 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к региональной программе
Самарской области "Мастер спорта"
до 2030 года и на перспективу
до 2036 года
МЕТОДИКА
расчета целевых показателей, характеризующих ежегодный ход и итоги реализации региональной программы
Самарской области "Мастер спорта" до 2030 года и на перспективу до 2036 года
N п/п | Наименование показателя (индикатора) | Методика расчета показателя (индикатора) | Источник информации для расчета значения показателя (индикатора) |
1. | Доля населения Самарской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Самарской области в возрасте от 3 до 79 лет | Показатель рассчитывается по формуле Дз = Чз / (Чн - Чнп) x 100, где Чз - численность населения Самарской области в возрасте от 3 до 79 лет, систематически занимающегося физической культурой и спортом, по итогам отчетного года; Чн - численность населения Самарской области в возрасте от 3 до 79 лет по состоянию на 1 января отчетного года; Чнп - численность населения Самарской области в возрасте от 3 до 79 лет, имеющего противопоказания и ограничения для занятий физической культурой и спортом, по состоянию на 1 января отчетного года | Данные федерального статистического наблюдения по форме N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" (далее - 1-ФК); данные Единой межведомственной информационно-статистической системы; данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области |
2. | Доля сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом | Показатель рассчитывается по формуле Дс = Чзс / Чнс x 100, где Чзс - численность сельского населения Самарской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, по итогам отчетного года; Чнс - численность сельского населения Самарской области в возрасте от 3 до 79 лет по состоянию на 1 января отчетного года | Данные 1-ФК; данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области |
3. | Доля граждан в возрасте от 3 до 29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан данной возрастной категории | Показатель рассчитывается по формуле Ддм = Чдм / Чнс x 100, где Чдм - численность населения в возрасте от 3 до 29 лет, систематически занимающегося физической культурой и спортом, по итогам отчетного года; Чнс - численность населения в возрасте от 3 до 29 лет по состоянию на 1 января отчетного года | Данные 1-ФК; данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области |
4. | Доля граждан в возрасте от 30 до 54 лет (женщины) и до 59 лет (мужчины), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан данной возрастной категории, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан данной возрастной категории | Показатель рассчитывается по формуле Дзс = Чзс / Чнс x 100, где Чзс - численность населения в возрасте от 30 до 54 лет (женщины) и до 59 лет (мужчины), систематически занимающегося физической культурой и спортом, по итогам отчетного года; Чнс - численность населения в возрасте от 30 до 54 лет (женщины) и до 59 лет (мужчины) по состоянию на 1 января отчетного года | Данные 1-ФК; данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области |
5. | Доля граждан в возрасте от 55 до 79 лет (женщины) и от 60 до 79 лет (мужчины), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан данной возрастной категории | Показатель рассчитывается по формуле Дзп = Чзп / Чнп x 100, где Чзп - численность населения в возрасте от 55 до 79 лет (женщины) и от 60 до 79 лет (мужчины), систематически занимающегося физической культурой и спортом, по итогам отчетного года; Чнп - численность населения в возрасте от 55 до 79 лет (женщины) и от 60 до 79 лет (мужчины) по состоянию на 1 января отчетного года | Данные 1-ФК; данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области |
6. | Доля граждан трудоспособного возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом | Показатель рассчитывается по формуле Дт = Чзт / Чнт x 100, где Чзт - численность населения в возрасте от 16 до 54 лет (женщины) и от 16 до 59 лет (мужчины), систематически занимающегося физической культурой и спортом, по итогам отчетного года; Чнт - численность населения в возрасте от 16 до 54 лет (женщины) и от 16 до 59 лет (мужчины) по состоянию на 1 января отчетного года | Данные 1-ФК; данные Единой межведомственной информационно-статистической системы |
7. | Доля лиц, проходящих спортивную подготовку, в общей численности обучающихся в государственных, муниципальных организациях дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа" (далее - спортивная школа) в рамках государственного (муниципального) задания | Показатель рассчитывается по формуле Осп = Чсп / Чо x 100%, где: Чсп - численность обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки в государственных (муниципальных) спортивных школах системы подготовки спортивного резерва Самарской области в рамках государственного (муниципального) задания; Чо - численность обучающихся в государственных (муниципальных) спортивных школах системы подготовки спортивного резерва Самарской области в рамках государственного (муниципального) задания | Данные федерального статистического наблюдения по форме N 5-ФК "Сведения по подготовке спортивного резерва" (далее - 5-ФК), данные федерального статистического наблюдения по форме N 3-АФК "Сведения об адаптивной физической культуре и спорте" (далее - 3-АФК) |
8. | Доля спортсменов-разрядников в общей численности лиц, проходящих спортивную подготовку в государственных (муниципальных) спортивных школах | Показатель рассчитывается по формуле Сср = Чср / Чсп x 100%, где: Чср - численность спортсменов-разрядников в государственных (муниципальных) спортивных школах системы подготовки спортивного резерва Самарской области; Чсп - численность обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки в государственных (муниципальных) спортивных школах системы подготовки спортивного резерва Самарской области | Данные 5-ФК, данные 3-АФК |
9. | Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта | Показатель рассчитывается по формуле Е1 = (Есущ. / Енор.пс.) x 100%, где Есущ. - существующая единовременная пропускная способность по итогам отчетного года; Енор.пс. - нормативная пропускная способность, рассчитывается по формуле Енор.пс. = Ч x 0,122, где Ч - численность населения Самарской области по итогам отчетного года; 0,122 - усредненный норматив единовременной пропускной способности объектов спорта - 122 человека на 1000 человек населения | Данные 1-ФК; приказ Министерства спорта Российской Федерации от 21.03.2018 N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта" |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к региональной программе
Самарской области "Мастер спорта"
до 2030 года и на перспективу
до 2036 года
ПЛАН
мероприятий по реализации региональной программы Самарской области
"Мастер спорта" до 2030 года и на перспективу до 2036 года,
I этап (2024 - 2030 годы)
N п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения, годы | Ответственный исполнитель |
1. Развитие физической культуры и массового спорта | |||
1.1. | Поддержка органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по обеспечению условий для развития физической культуры и массового спорта | 2024 - 2030 | Министерство спорта Самарской области (далее - минспорт Самарской области), органы местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области (далее - ОМСУ) (по согласованию) |
1.2. | Совершенствование системы проведения официальных физкультурных мероприятий | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, заинтересованные органы исполнительной власти Самарской области (далее - ОИВ), ОМСУ (по согласованию) |
1.2.1. | Совершенствование системы организации и проведения спартакиад среди различных категорий населения | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, ОИВ, ОМСУ (по согласованию) |
1.2.2. | Развитие системы организации и проведения массовых забегов | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, ОИВ, ОМСУ (по согласованию) |
1.3. | Поддержка кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, ОМСУ (по согласованию) |
1.3.1. | Реализация целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, ОМСУ (по согласованию) |
1.3.2. | Разработка и внедрение программы "Земский тренер" | 2025 - 2030 | Минспорт Самарской области, ОМСУ (по согласованию) |
1.3.3. | Обеспечение системы непрерывного образования тренеров-преподавателей | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, ОМСУ (по согласованию) |
1.4. | Выявление лучших практик организации работы и лучших специалистов в сфере физической культуры и спорта, повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, ОМСУ (по согласованию) |
1.4.1. | Учреждение премии Губернатора Самарской области в сфере физической культуры и спорта | 2024 | Минспорт Самарской области |
1.4.2. | Проведение конкурсов на лучшую организацию работы по развитию физической культуры и спорта | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области |
1.4.3. | Проведение форума "Спортивная Губерния" | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области |
1.5. | Формирование и реализация комплекса мер по пропаганде здорового образа жизни | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, департамент информационной политики Администрации Губернатора Самарской области |
1.5.1. | Выпуск телевизионной программы "Мастера спорта" | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, департамент информационной политики Администрации Губернатора Самарской области |
1.5.2. | Реализация проекта встреч ведущих спортсменов с детьми "Герои спорта" | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, департамент информационной политики Администрации Губернатора Самарской области |
1.5.3. | Публикация информационных пропагандистских материалов о физической культуре и спорте на официальных сайтах и информационных площадках | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - минсоцдемографии Самарской области), министерство здравоохранения Самарской области (далее - минздрав Самарской области), департамент информационной политики Администрации Губернатора Самарской области |
1.6. | Разработка и реализация мер поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере физической культуры и спорта | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области |
1.7. | Реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне", в том числе среди населения среднего и старшего возраста, а также для граждан, проживающих на сельских территориях | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, министерство образования Самарской области (далее - минобразования Самарской области), ОМСУ (по согласованию) |
1.8. | Организация взаимодействия с традиционными конфессиями Российской Федерации по вопросам развития физической культуры и спорта | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, ОМСУ (по согласованию) |
1.9. | Развитие волонтерского движения в сфере физической культуры и спорта | 2024 - 2030 | Министерство молодежной политики Самарской области (далее - минмолодежи Самарской области), минспорт Самарской области, минобразования Самарской области, ОМСУ (по согласованию) |
1.10. | Реализация проекта по комплексному тестированию детей в целях определения их способностей к занятию спортом | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, минобразования Самарской области |
1.11. | Создание физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, работы и учебы граждан | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, минобразования Самарской области, ОИВ, ОМСУ (по согласованию) |
1.12. | Организация деятельности модельной площадки "Корпоративный спорт" в Самарской области | 2024 - 2025 | Минспорт Самарской области, ОИВ, ОМСУ (по согласованию) |
1.13. | Проведение научно-практических конференций, методических семинаров и форумов по вопросам развития сферы физической культуры и спорта | ежегодно | Минспорт Самарской области, минобразования Самарской области, минмолодежи Самарской области, минсоцдемографии Самарской области, ОИВ, ОМСУ (по согласованию) |
1.14. | Внедрение государственной информационной системы "Спорт" и иных региональных ведомственных информационных систем | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, ОМСУ (по согласованию) |
1.15. | Внедрение системы электронного документооборота | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, ОМСУ (по согласованию) |
2. Развитие системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений | |||
2.1. | Расширение мер социальной поддержки спортсменам Самарской области | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области |
2.1.1. | Оказание поддержки спортсменам, которым впервые присвоен спортивный разряд "кандидат в мастера спорта", присвоены спортивные звания "мастер спорта России", "гроссмейстер России", "мастер спорта России международного класса", почетное спортивное звание "заслуженный мастер спорта России" | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области |
2.1.2. | Оказание поддержки спортсменам Самарской области - победителям и призерам Всероссийских спартакиад между субъектами Российской Федерации по летним и зимним видам спорта среди различных групп и категорий населения и тренерам, принимавшим участие в подготовке указанных спортсменов | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области |
2.1.3. | Предоставление социальных выплат спортсменам Самарской области на приобретение жилого помещения | 2025 - 2030 | Минспорт Самарской области |
2.2. | Оказание поддержки ОМСУ по реализации муниципальными учреждениями дополнительных образовательных программ спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, ОМСУ (по согласованию) |
2.3. | Увеличение норм расходов на обеспечение участия спортивных сборных команд Самарской области в спортивных мероприятиях. Мониторинг потребности такого увеличения | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области |
2.4. | Увеличение норм расходов на обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку в учреждениях, подведомственных министерству спорта Самарской области, и их тренеров в спортивных мероприятиях, а также на компенсацию произведенных на указанные мероприятия расходов. Мониторинг потребности такого увеличения | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области |
2.5. | Реализация мер по поэтапному доведению финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание услуг по реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки в соответствие с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки в части обеспечения оборудованием и спортивным инвентарем, спортивной экипировкой, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, а также участия в спортивных мероприятиях, с учетом всех источников финансирования (ежегодное увеличение объема средств, предусмотренных на указанные расходы, не менее 10% по отношению к предыдущему году) | 2025 - 2030 | Минспорт Самарской области |
2.6. | Обеспечение экипировкой и инвентарем спортивных сборных команд Самарской области | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области |
2.7. | Развитие системы проведения официальных спортивных мероприятий с участием спортивных сборных команд Самарской области | 2024 - 2029 | Минспорт Самарской области |
2.8. | Развитие системы проведения в Самарской области официальных спортивных соревнований различного уровня | 2024 - 2029 | Минспорт Самарской области |
2.9. | Развитие сети физкультурно-врачебных диспансеров, кабинетов спортивной медицины | 2024 - 2029 | Минздрав Самарской области |
2.9.1. | Реализация комплекса мер по укреплению материально-технической базы службы спортивной медицины | 2024 - 2027 | Минздрав Самарской области |
2.9.2. | Внедрение в практику спортивной медицины мобильных медицинских комплексов | 2029 | Минздрав Самарской области |
3. Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта | |||
3.1. | Устройство универсальных спортивных площадок | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, ОМСУ (по согласованию) |
3.2. | Устройство физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, ОМСУ (по согласованию) |
3.3. | Создание "умных" спортивных площадок | 2024 - 2030 | Минспорт Самарской области, ОМСУ (по согласованию) |
3.4. | Проектирование и строительство ФОК | 2024 - 2030 | Министерство строительства Самарской области (далее - Минстрой Самарской области), ОМСУ (по согласованию) |
3.5. | Проектирование и строительство легкоатлетического манежа в г.о. Самара | 2024 - 2027 | Минстрой Самарской области, администрация городского округа Самара (по согласованию) |
3.6. | Проектирование и строительство универсального спортивного комплекса | 2026 - 2030 | Минстрой Самарской области |
3.7. | Проектирование и строительство центра водных видов спорта | 2025 - 2029 | Минстрой Самарской области |
3.8. | Приведение в нормативное состояние объектов спорта | 2024 - 2030 | Минстрой Самарской области, минспорт Самарской области, ОМСУ (по согласованию) |