Постановление Правительства Самарской области от 15.01.2024 N 5 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 681 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области" на 2014 -2025 годы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2024 г. N 5
О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области
от 27.11.2013 N 681 "Об утверждении государственной программы
Самарской области "Развитие информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры Самарской области" на 2014 - 2025 годы"
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях приведения нормативных правовых актов Правительства Самарской области в соответствие с действующим законодательством Правительство Самарской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 681 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области" на 2014 - 2025 годы" следующие изменения:
наименование изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области" и установлении отдельного расходного обязательства Самарской области";
в пункте 1 слова "на 2014 - 2025 годы" исключить;
дополнить пунктами 1.1 и 1.2 следующего содержания:
"1.1. Установить, что к расходным обязательствам Самарской области относится предоставление из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Самарской области на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Самарской области по созданию условий для обеспечения жителей муниципальных образований Самарской области услугами связи в части проведения ремонта зданий, находящихся в муниципальной собственности, в которых расположены отделения почтовой связи, и благоустройства прилегающей к ним территории.
1.2. Финансовое обеспечение расходного обязательства Самарской области, возникающего на основании пункта 1.1 настоящего постановления, осуществляется в форме бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий местным бюджетам из областного бюджета.";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Финансовое обеспечение расходного обязательства Самарской области, возникающего в результате принятия настоящего постановления, осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке на соответствующий финансовый год департаменту информационных технологий и связи Самарской области как главному распорядителю средств областного бюджета.";
пункт 4 признать утратившим силу;
в государственной программе Самарской области "Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области" на 2014 - 2025 годы (далее - Государственная программа):
в наименовании слова "на 2014 - 2025 годы" исключить;
паспорт Государственной программы признать утратившим силу;
текст Государственной программы изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
приложение 1 к Государственной программе изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению;
приложения 2 - 23 признать утратившими силу.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на департамент информационных технологий и связи Самарской области.
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
И.о. первого
вице-губернатора -
председателя Правительства
Самарской области Н.И.Катина
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к постановлению Правительства
Самарской области
от 15 января 2024 г. N 5
Стратегические приоритеты Государственной программы
1. Оценка текущего состояния сферы реализации
Государственной программы
Широкомасштабная интеграция информационных и телекоммуникационных технологий в различные сферы жизнедеятельности человека является глобальной тенденцией мирового развития. Стремительные темпы развития инновационных технологий, постоянно возрастающие требования, предъявляемые потребителями к качеству и расширению перечня предоставляемых услуг, в совокупности формируют тенденцию на гармоничное развитие современного общества, включая повышение качества жизни населения и развитие социальной сферы, эффективное функционирование органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области, повышение конкурентоспособности экономики.
По итогам 2022 года на территории Самарской области обеспечены следующие результаты:
возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет для 99,57% домохозяйств;
достижение доли массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ), в общем количестве таких услуг, предоставляемых в электронном виде, в размере 100%;
достижение уровня "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы на территории Самарской области по итогам 2022 года в размере 77,7%.
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. В то же время новый виток цифровой трансформации несет в себе угрозы информационной безопасности.
В Самарской области для обеспечения информационной безопасности создана и успешно функционирует специализированная технологическая площадка Самарской области, обеспеченная необходимыми средствами защиты информации и подключенная к единой системе управления информационной безопасностью страны.
Осуществляется техническое сопровождение, эксплуатация информационной системы и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение автоматического сбора, хранения, обработки и передачи информации аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город").
В целях объединения всех имеющихся систем обеспечения общественной безопасности в едином интерфейсе реализован комплекс средств автоматизации "Сервисная платформа" АПК "Безопасный город". К данной платформе подключены все видеокамеры АПК "Безопасный город", в том числе видеокамеры интегрированных систем видеонаблюдения, обзорные видеокамеры системы фотовидеофиксации, пульты экстренной связи "Гражданин - Полиция", домофоны из состава системы биометрической идентификации лиц.
Создаются комплексы средств автоматизации "Единый центр оперативного реагирования" и "Региональная платформа" с целью снижения уровня рисков возникновения кризисных ситуаций и происшествий, а также последующего обеспечения автоматизации информационного взаимодействия ЕДДС с дежурно-диспетчерскими службами экстренных и оперативных служб, органами местного самоуправления внутригородских районов, органами жилищно-коммунального и топливно-энергетического хозяйства, транспорта и связи, архитектуры и строительства, экологического надзора и промышленной безопасности.
С 2018 года в постоянной эксплуатации функционирует система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Самарской области (далее - система "112"). Обратиться по единому номеру "112" можно со всей территории Самарской области. Во всех экстренных оперативных службах муниципальных образований и городских округов Самарской области установлены автоматизированные рабочие места диспетчеров. Доля муниципальных образований Самарской области, оснащенных системой "112", и доля населения, проживающего на территории муниципальных образований Самарской области, в которых обеспечена возможность вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", составляет 100%.
Заключены соглашения об информационном взаимодействии со смежными субъектами Российской Федерации. Также в режиме постоянной эксплуатации функционирует интеграция системы "112" с системой "ЭРА-ГЛОНАСС".
Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления. Активное применение информационных и телекоммуникационных технологий в иных сферах (управление, образование, здравоохранение, культура и др.) становится инструментом решения задач регионального развития и повышения качества жизни населения.
В Самарской области создана телемедицинская сеть, объединяющая медицинские учреждения и обеспеченная резервированием каналов связи. При этом предоставляется возможность обеспечения своевременной информационной поддержки периферийных медицинских объектов со стороны крупных медицинских учреждений Самарской области.
Обеспечивается техническое сопровождение сеансов видео-конференц-связи для органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления Самарской области, в том числе проводимых с участием федеральных органов исполнительной власти и сторонних организаций.
Цифровым телевизионным вещанием фактически охвачено 99,14% населения Самарской области. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2009 N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" жителям региона доступны 20 эфирных цифровых каналов, которые являются бесплатными для потребителей.
На территории Самарской области введена в эксплуатацию наземная аналоговая эфирная радиотрансляционная сеть "Самарское губернское радио", предназначенная для обеспечения населения Самарской области круглосуточным региональным вещанием Самарского губернского радио в целях предоставления жителям региона равных возможностей по получению информации общедоступным способом посредством радиоприемных устройств, а также обеспечения возможности своевременного оповещения граждан, находящихся на территории Самарской области, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Охват вещания Самарского губернского радио составляет 98,5% населения Самарской области (диапазон частот 87,5 - 108 МГц). Осуществлено строительство 11 радиовещательных станций на территории муниципальных образований Самарской области.
С целью сохранения коммуникационной связанности населенных пунктов Правительством Самарской области совместно с Управлением федеральной почтовой связи Самарской области АО "Почта России" (далее - УФПС Самарской области) осуществляется расширение и модернизация сети отделений почтовой связи. В период с 2014 по 2022 год в 93 отделениях почтовой связи УФПС Самарской области проведен ремонт.
В Самарской области сосредоточено большое количество организаций, работающих в сфере информационных технологий (далее - ИТ-компания), порядка 400 компаний аккредитованы Министерством цифрового развития, связи и коммуникаций Российской Федерации. Это создает благоприятные условия для развития отрасли. Также в целях ускоренного развития ИT-отрасли для ИТ-компаний предусмотрен комплекс мер поддержки.
Самарская область стабильно входит в топ-10 субъектов Российской Федерации в рейтинге регионов России по уровню развития индустрии разработки программного обеспечения некоммерческого партнерства разработчиков программного обеспечения "РУССОФТ", расположившись в группе "Лидеры".
В рамках Государственной программы реализуются мероприятия региональных составляющих федеральных проектов "Информационная инфраструктура", "Информационная безопасность", "Цифровые технологии", "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
В рамках региональной составляющей федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" проводятся мероприятия, требующие комплексных изменений существующей инфраструктуры информационных систем федерального, регионального и муниципального уровней, оптимизации процессов взаимодействия информационных систем и ресурсов с использованием технологий межведомственного электронного взаимодействия.
Инфраструктура электронного правительства Самарской области функционирует в условиях постоянно развивающейся среды, изменения которой связаны с совершенствованием нормативно-правовой базы, изменением потребностей граждан, эволюцией методологий и подходов к разработке программного обеспечения, появлением новых технологий, повышением требований к надежности и безопасности работы аппаратно-программных комплексов.
Данные изменения в применении к контексту функционирования информационных систем и ресурсов создают новые требования к информационному взаимодействию и совершенствованию форматов электронного взаимодействия, требуют создания новых и развития (модернизации, модификации) существующих информационных систем и ресурсов электронного правительства Самарской области.
В целях решения задач цифровой трансформации государственного управления необходимо осуществлять модернизацию инфраструктуры электронного правительства Самарской области, выполняемую в рамках создания, развития, модификации информационных систем и ресурсов.
Несмотря на общие тенденции цифровой трансформации государственного управления, к проблемам текущего состояния можно отнести:
отсутствие практики управления данными, содержащимися в государственных информационных системах, в целях реализации современных электронных сервисов для взаимодействия с физическими и юридическими лицами;
недостаток достоверных сведений (данных), доступных в режиме реального времени, необходимых для принятия управленческих решений;
несвязанность контрольно-надзорных мероприятий с реальными рисками;
затруднение взаимодействия сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления;
игнорирование новых технологических трендов при организации системы государственного управления;
непрозрачность государственных процессов для всех государственных органов власти как внутри региона, так и для федерального центра (до 80 процентов рабочего времени сотрудников подразделений органов власти занимает подготовка различных отчетов);
отсутствие средств объективного контроля за исполнением поставленных задач сотрудникам со стороны руководителей, в том числе в рамках достижения стратегических задач и целей.
В регионе созданы и действуют основные компоненты инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающие перевод государственных и муниципальных услуг в электронную форму, включая каналы для заявителей в целях получения государственных и муниципальных услуг: федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", государственная информационная система Самарской области "Региональный портал государственных и муниципальных услуг", государственная информационная система Самарской области "Система межведомственного электронного взаимодействия", государственная информационная система Самарской области "Система автоматизированного межведомственного взаимодействия", государственная информационная система Самарской области "Система государственных и муниципальных платежей".
В Самарской области оказываются более 80 массовых социально значимых услуг, которые доступны для получения в электронной форме жителями Самарской области посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Указанное количество массовых социально значимых услуг предоставляется порядка 500 государственными организациями (органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления и иными организациями Самарской области).
Вместе с тем в последующие годы планируется смещение акцента на переход к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан.
Самарская область с 2019 года входит в число лидеров среди субъектов Российской Федерации ежегодно проводимого Министерством экономического развития Российской Федерации мониторинга качества оказания государственных услуг в электронной форме. По результатам последнего рейтинга Самарская область заняла 10-е место среди субъектов Российской Федерации.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики
в сфере реализации Государственной программы
Ключевыми документами стратегического планирования в сфере развития информационных и телекоммуникационных технологий в Российской Федерации являются указы Президента Российской Федерации от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество".
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" одной из национальных целей развития определена цифровая трансформация. В качестве целевых показателей, характеризующих достижение цели к 2030 году, установлены:
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе сферы здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;
рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, до 97 процентов;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.
Целью Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы является создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний. Обеспечение национальных интересов при развитии информационного общества осуществляется путем реализации следующих приоритетов:
формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений;
развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации;
создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне;
формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы;
обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики.
Важнейшее значение при развитии информационных и телекоммуникационных технологий отводится обеспечению информационной безопасности. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации развитие безопасного информационного пространства, а также защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия являются на современном этапе национальными интересами Российской Федерации. Обеспечение и защита национальных интересов Российской Федерации осуществляются за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации стратегических национальных приоритетов, одним из которых является информационная безопасность.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации определяет, что стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области обороны страны является защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, связанных с применением информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, в том числе в целях осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на подрыв суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.
С учетом приоритетов государственной политики в сфере развития информационных и телекоммуникационных технологий целью Государственной программы является повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами,
целями и показателями государственных программ
Российской Федерации
Государственной программой Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313, установлены следующие приоритеты:
повышение благосостояния, качества жизни и работы граждан;
улучшение доступности и качества государственных услуг;
повышение степени информированности и цифровой грамотности;
развитие экономического потенциала страны с использованием современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий;
обеспечение прав граждан на доступ к информации;
обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;
сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг;
приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;
защита личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз;
обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
С учетом положений стратегических документов определены следующие цели государственной программы Российской Федерации "Информационное общество":
к 2030 году уровень "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе сферы здравоохранения и образования, а также государственного управления достигнет 100 процентов;
к 2030 году обеспечено увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;
рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к сети Интернет, до 97 процентов в 2030 году;
обеспечено увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года (в 2019 году - 100 процентов);
обеспечена возможность получения доступного и качественного контента в условиях развития информационного пространства на уровне 100 процентов до 2030 года.
В соответствии с данными целями определены показатели Государственной программы:
доля массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде с использованием ЕПГУ, в общем количестве таких услуг, предоставляемых в электронном виде;
доля домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к сети Интернет;
достижение уровня "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы на территории Самарской области.
4. Задачи государственного управления, способы их
эффективного решения в сфере реализации
Государственной программы
Цель Государственной программы достигается за счет решения следующих задач:
создание необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения широкополосным доступом к сети Интернет социально значимых объектов, а также эффективного и безопасного использования ими онлайн-сервисов;
повышение уровня защищенности государственных информационных систем и ресурсов;
развитие перспективных высокотехнологичных направлений;
обеспечение удовлетворенности граждан качеством предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг;
создание комплексной информационно-аналитической системы поддержки, подготовки и принятия управленческих решений Губернатором Самарской области, Правительством Самарской области;
формирование региональной телекоммуникационной инфраструктуры;
формирование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
реализация мероприятий, отражающих специфику развития информационно-коммуникационных технологий в Самарской области;
популяризация информационного общества;
развитие цифрового правительства;
развитие сервисов на основе информационных технологий в области социальной поддержки и социального обслуживания населения;
развитие компаний, осуществляющих деятельность в сфере информационно-телекоммуникационных технологий на территории Самарской области;
обеспечение информационной безопасности информационной инфраструктуры электронного правительства;
развитие электронного парламента;
обеспечение деятельности департамента информационных технологий и связи Самарской области;
обеспечение выполнения государственного задания государственным бюджетным учреждением Самарской области "Безопасный регион";
обеспечение выполнения государственного задания государственным бюджетным учреждением Самарской области "Цифровой регион";
обеспечение выполнения государственного задания государственным бюджетным учреждением Самарской области "Региональный центр телекоммуникаций".
Указанные задачи решаются в ходе реализации мероприятий и достижения показателей их выполнения, запланированных в рамках региональных составляющих федеральных проектов "Информационная инфраструктура", "Информационная безопасность", "Цифровые технологии", "Цифровое государственное управление" национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", регионального проекта "Создание ситуационного центра Губернатора Самарской области", не входящего в состав национального проекта, комплексов процессных мероприятий "Связь и коммуникации" и "Цифровой регион", а также в рамках реализации структурных элементов, не входящих в направления (подпрограммы).
Реализация мероприятий Государственной программы позволит расширить спектр возможностей использования информационных и телекоммуникационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях. Эти возможности будут доступны для любого гражданина вне зависимости от его пола, возраста, национальности, состояния здоровья, места жительства и любых других обстоятельств. Возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий обеспечиваются за счет создания соответствующей инфраструктуры и подготовки пользователей.
Выполнение Государственной программы создаст условия для повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Ключевыми результатами модернизации инфраструктуры электронного правительства Самарской области станут:
технологическое обеспечение цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг;
совершенствование механизмов взаимодействия граждан и организаций с государственными органами и органами местного самоуправления в Самарской области, государственными и муниципальными учреждениями Самарской области с использованием электронных сервисов и голосовых помощников;
совершенствование автоматизированных процессов при реализации полномочий государственных органов Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области;
сокращение транзакционных издержек, связанных с личными обращениями граждан в органы государственной власти и содержанием соответствующей материально-технической инфраструктуры и служащих, за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий.
Внедрение и развитие АПК "Безопасный город" позволит обеспечить своевременную и достоверную информационную поддержку оперативно-служебной деятельности дежурных частей органов внутренних дел и единых дежурных диспетчерских служб, а также будет способствовать повышению эффективности реагирования на события, происшествия и преступления в процессе выполнения задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Самарской области.
В Самарской области для поддержки ИТ-компаний предусмотрен комплекс мер, включающий в себя льготное налогообложение и возмещение затрат юридическим лицам на оплату труда привлеченных работников. Их реализация направлена на формирование комфортных условий для жизнедеятельности профильных ИТ-компаний, потенциальное развитие разработок программного обеспечения, а также подготовку и удержание кадров в сфере информационных технологий. Всестороннее применение информационных и телекоммуникационных технологий приведет к новому типу взаимодействия граждан, в особенности через средства телекоммуникаций и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, откроет новые возможности для развития хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и органов государственной власти, повысит производительность труда, эффективность и конкурентоспособность экономики Самарской области.
Создание региональных телекоммуникационных сетей на базе использования современных технологий, затрагивающее интересы всех отраслей экономики, станет ключевым условием развития промышленного потенциала Самарской области и конкурентоспособности регионального сектора информационных и телекоммуникационных технологий.
Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Самарской области на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Самарской области по созданию условий для обеспечения жителей муниципальных образований Самарской области услугами связи в части проведения ремонта зданий, находящихся в муниципальной собственности, в которых расположены отделения почтовой связи, и благоустройства прилегающей к ним территории приведен в приложении 1 к Государственной программе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к постановлению Правительства
Самарской области
от 15 января 2024 г. N 5
ПОРЯДОК
предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований
Самарской области на софинансирование расходных
обязательств муниципальных образований Самарской области
по созданию условий для обеспечения жителей муниципальных
образований Самарской области услугами связи в части проведения
ремонта зданий, находящихся в муниципальной собственности, в которых
расположены отделения почтовой связи, и благоустройства прилегающей
к ним территории
1. Настоящий Порядок определяет механизм предоставления и распределения из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Самарской области на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Самарской области по созданию условий для обеспечения жителей муниципальных образований Самарской области услугами связи в части проведения ремонта зданий, находящихся в муниципальной собственности, в которых расположены отделения почтовой связи, и благоустройства прилегающей к ним территории в рамках реализации государственной программы Самарской области "Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Самарской области" (далее соответственно - субсидия, мероприятие, здание ОПС).
2. Субсидии предоставляются департаментом информационных технологий и связи Самарской области (далее - департамент) за счет средств областного бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год в пределах лимитов бюджетных обязательств по предоставлению субсидий, доведенных департаменту в установленном порядке.
3. Субсидии предоставляются департаментом в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Самарской области по созданию условий для обеспечения жителей муниципальных образований Самарской области услугами связи в части проведения ремонта зданий, находящихся в муниципальной собственности, в которых расположены отделения почтовой связи, и благоустройства прилегающей территории, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по соответствующим вопросам местного значения в границах муниципальных образований Самарской области (далее - расходное обязательство).
4. Понятия, используемые в настоящем Порядке:
отделения почтовой связи - объекты почтовой связи, предоставляющие населению, организациям, предприятиям и учреждениям услуги почтовой и документальной связи, осуществляющие прием подписки на газеты и журналы;
благоустройство прилегающей территории отделения почтовой связи - деятельность по реализации комплекса мероприятий для организации беспрепятственного доступа всех заинтересованных лиц к услугам пользования почтовой связи.
5. Единый предельный уровень софинансирования расходных обязательств в отношении каждого муниципального образования Самарской области составляет 95% от общего объема финансирования расходного обязательства Самарской области.
6. Распределение субсидий между муниципальными образованиями Самарской области утверждается законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
При наличии потребности в перераспределении объемов субсидии нормативными правовыми актами Правительства Самарской области могут быть внесены изменения в распределение субсидий между муниципальными образованиями Самарской области в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 19 Закона Самарской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Самарской области".
При наличии оснований для внесения изменений в распределение объемов субсидий между муниципальными образованиями Самарской области департамент в установленном порядке готовит проект постановления Правительства Самарской области о внесении изменения объемов субсидий с учетом критериев отбора и методики распределения субсидий.
7. Критериями отбора муниципальных образований Самарской области для предоставления субсидий являются:
наличие документально подтвержденного права муниципальной собственности на здания ОПС соответствующего муниципального образования Самарской области;
наличие документально подтвержденной потребности в ремонте зданий ОПС и благоустройстве территории;
наличие на территории соответствующего муниципального образования Самарской области зданий ОПС;
гарантии получателя субсидии об обеспечении софинансирования расходного обязательства за счет средств бюджета муниципального образования Самарской области в размере 5%.
8. Получателями субсидий являются муниципальные образования Самарской области, которые соответствуют критериям отбора, установленным пунктом 7 настоящего Порядка.
9. Показателем результативности предоставления субсидии из областного бюджета является количество отремонтированных зданий, находящихся в муниципальной собственности, в которых расположены отделения почтовой связи, и благоустроенных прилегающих к ним территорий.
Значение показателя результативности предоставления субсидии определяется соглашением о предоставлении субсидии, заключенным между департаментом и уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования Самарской области.
10. В целях получения субсидии муниципальное образование Самарской области в срок до 15 мая года, предшествующего очередному финансовому году, представляет в департамент подписанную руководителем органа местного самоуправления муниципального образования Самарской области либо уполномоченным им лицом в установленном порядке заявку (далее - заявка), содержащую:
информацию о запрашиваемом объеме субсидии;
информацию о местонахождении здания(й) ОПС с указанием суммы субсидии по каждому зданию ОПС;
обязательство о готовности муниципального образования Самарской области обеспечить в очередном финансовом году софинансирование расходного обязательства за счет средств местного бюджета в размере исходя из единого предельного уровня софинансирования, установленного пунктом 5 настоящего Порядка;
фамилию, имя, отчество и номер телефона контактного лица.
К заявке прилагаются следующие документы:
выписка из реестра муниципальной собственности, актуализированная на текущий год;
договор аренды между органом местного самоуправления муниципального образования Самарской области и Управлением федеральной почтовой связи Самарской области АО "Почта России", актуализированный на текущий год (далее - УФПС Самарской области);
схема здания ОПС;
информация о годе постройки и последнем ремонте здания ОПС;
дефектная ведомость, согласованная с УФПС Самарской области АО "Почта России";
сметный расчет с экспертизой на достоверность сметной стоимости (при наличии);
фотографии, подтверждающие необходимость ремонта здания ОПС;
копии актов (предписаний, заключений) контрольно-надзорных органов (при наличии), во исполнение которых планируется проведение ремонта зданий ОПС (при наличии), или иные документы, подтверждающие необходимость ремонта здания ОПС.
11. Условиями предоставления субсидии бюджету муниципального образования Самарской области являются:
соответствие муниципального образования Самарской области критериям, установленным пунктом 7 настоящего Порядка;
заключение соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета между департаментом и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Самарской области (далее - соглашение).
12. Департамент обеспечивает заключение соглашения в специализированном региональном программном обеспечении министерства управления финансами Самарской области.
Соглашение заключается в срок до 15 февраля текущего года или не позднее 30 дней после дня вступления в силу закона Самарской области о внесении изменений в закон Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в части предусмотрения новых и (или) изменения бюджетных ассигнований на предоставление субсидий местным бюджетам или после дня вступления в силу правового акта о внесении изменений в распределение объемов субсидий в случаях, предусмотренных Законом Самарской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области".
Соглашение должно предусматривать обязательство муниципального образования Самарской области по исполнению расходного обязательства, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, ответственность за неисполнение предусмотренных соглашением обязательств и согласие муниципального образования Самарской области на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля Самарской области обязательных проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления и расходования субсидии.
13. Срок заключения соглашения:
до 15 февраля - в отношении субсидий, распределенных законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
не позднее 30 дней:
после дня вступления в силу закона Самарской области о внесении изменений в закон Самарской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части предусмотрения новых и (или) изменения бюджетных ассигнований на предоставление субсидий местным бюджетам;
после дня вступления в силу правового акта о распределении (внесении изменений в распределение) субсидий между местными бюджетами на конкурсной основе;
после дня вступления в силу правового акта о внесении изменений в распределение объемов субсидий - в случаях, предусмотренных Законом Самарской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области".
В целях заключения соглашения муниципальное образование Самарской области направляет в департамент документы, указанные в абзацах с одиннадцатого по пятнадцатый настоящего пункта, в срок:
до 1 февраля текущего финансового года - в отношении субсидий, распределенных законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу закона Самарской области о внесении изменений в закон Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в части внесения изменений в распределение объемов субсидии из областного бюджета местным бюджетам.
Перечень документов, представляемых в департамент:
сопроводительное письмо о направлении документов в целях заключения соглашения;
копия нормативного правового акта муниципального образования (или его проекта), предусматривающего реализацию мероприятий;
выписка из бюджета муниципального образования или сводной бюджетной росписи с указанием бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению субсидии из областного бюджета;
документальное подтверждение права муниципальной собственности на здание ОПС соответствующего муниципального образования;
документальное подтверждение потребности в ремонте здания ОПС и благоустройстве прилегающей к нему территории.
При этом соглашением о предоставлении субсидии должно предусматриваться согласие уполномоченного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования Самарской области на осуществление соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета и органами государственного финансового контроля Самарской области проверок соблюдения уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования Самарской области условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также условия возврата субсидий в областной бюджет.
14. Субсидии местным бюджетам предоставляются в том числе на компенсацию ранее произведенных в текущем финансовом году расходов местного бюджета на ремонт зданий ОПС и благоустройство прилегающей к ним территорий. Для предоставления субсидии по указанному основанию уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Самарской области представляет платежные поручения, подтверждающие перечисление средств из местного бюджета, копии муниципальных контрактов (договоров) с приложением копий первичных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), приобретение товара.
15. Департамент рассматривает заявку, представленную в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка, в срок до 1 июля года, предшествующего очередному финансовому году. В случае наличия замечаний к заявке срок устранения замечаний составляет 5 рабочих дней.
В случае соответствия заявки критериям, установленным пунктом 7 настоящего Порядка, департамент учитывает заявку при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период в части расходов департамента.
Департамент в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем доведения до департамента предельного объема бюджетных ассигнований, направляет в адрес муниципального образования Самарской области информацию о включении или отказе о включении в проект областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период расходного обязательства.
По итогам рассмотрения заявок департамент принимает решение о соответствии муниципального образования критериям, установленным пунктом 7 настоящего Порядка, а также требованиям, предусмотренным пунктами 10 и 13 настоящего Порядка.
15.1. Департамент рассматривает представленные документы, предусмотренные пунктом 13 настоящего Порядка:
в срок до 12 февраля текущего финансового года - в отношении субсидий, распределенных законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
в течение 5 рабочих дней, следующих за днем поступления документов, - в случаях, определенных абзацами с четвертого по шестой пункта 13 настоящего Порядка.
16. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
представление неполного пакета документов, предусмотренных пунктами 10, 13 настоящего Порядка;
несоответствие цели использования субсидии, указанной в заявке и приложенных документах, цели, предусмотренной пунктом 3 настоящего Порядка.
17. Распределение субсидий между муниципальными образованиями Самарской области осуществляется департаментом в соответствии с методикой распределения субсидии между местными бюджетами, установленной пунктом 21 настоящего Порядка.
18. Срок использования субсидии муниципальным образованием Самарской области - с момента предоставления субсидии до 31 декабря финансового года, в котором она была получена, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
19. В случае необходимости выделения дополнительного финансирования за счет средств областного бюджета в течение текущего финансового года муниципальное образование в срок не позднее 1 августа направляет в департамент заявку с приложением документов, указанных в пункте 10 настоящего Порядка. Заявка учитывается департаментом при формировании предложений к проекту закона о внесении изменений в закон об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
20. Условиями расходования субсидий органами местного самоуправления муниципальных образований Самарской области являются:
использование субсидии на цели, определенные пунктом 3 настоящего Порядка;
использование субсидии в срок, установленный в пункте 18 настоящего Порядка;
достижение по состоянию на 31 декабря текущего финансового года значения показателя результативности предоставления субсидий, установленного соглашением;
представление в департамент ежеквартально в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчета о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия (далее - отчет о расходах). Отчет о расходах за IV квартал представляется в срок до 15 января года, следующего за отчетным. К отчету о расходах прилагаются копии платежных поручений о перечислении средств субсидии и средств местного бюджета;
представление в департамент отчета о достижении значения целевого показателя результативности предоставления субсидии в срок до 15 января года, следующего за отчетным.
Отчеты предоставляются по формам, которые устанавливаются соглашением.
21. Объем субсидии из областного бюджета бюджету i-го муниципального образования Самарской области (Ci) определяется по следующей формуле
Сi = (П1 x D) + (П2 x D) + (Пn x D),
где Сi - размер субсидии, распределенный i-му муниципальному образованию;
n - количество зданий ОПС;
П1, П2, Пn - документально подтвержденная потребность в ремонте здания ОПС (тыс. рублей), определяемая по следующим формулам:
П1 = Пр1 + Пб1; П2 = Пр2 + Пб2; Пn = Прn + Пбn (тыс. руб.),
где Пр1, Пр2, Прn - потребность в ремонте здания ОПС;
Пб1, Пб2, Пбn - потребность в благоустройстве прилегающей территории;
D - единая предельная доля софинансирования средств областного бюджета расходного обязательства i-го муниципального образования Самарской области при предоставлении субсидий, установленная пунктом 5 настоящего Порядка.
Общий объем субсидии из областного бюджета определяется как сумма субсидий бюджетам муниципальных образований Самарской области по следующей формуле
где C - общий объем субсидий из областного бюджета, предусмотренных законом Самарской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период на предоставление субсидий.
22. Перечисление субсидий бюджетам муниципальных образований Самарской области осуществляется в течение 10 рабочих дней после представления документов, подтверждающих фактически произведенные расходы или возникновение соответствующих денежных обязательств (при условии обеспечения оплаты авансовых платежей по ним в размере, не превышающем 30% от суммы соответствующего денежного обязательства).
23. Субсидия подлежит возврату в областной бюджет в случае нарушения муниципальным образованием условий, установленных абзацами вторым, третьим, четвертым и пятым пункта 20 настоящего Порядка, и условий предоставления субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных департаментом и органами государственного финансового контроля Самарской области, в месячный срок со дня получения муниципальным образованием письменного требования департамента о возврате субсидии. Сумма субсидии, использованная не по целевому назначению и (или) не использованная в срок, установленный соглашением, рассчитывается как разница между объемом предоставленных департаментом бюджетных средств и объемом бюджетных средств, использованных муниципальным образованием по целевому назначению и (или) использованных в срок, установленный соглашением.
24. В случае выявления фактов представления муниципальным образованием недостоверных документов субсидия подлежит возврату в областной бюджет в размере, пропорциональном сумме расходов, указанных в недостоверных документах, в месячный срок со дня получения муниципальным образованием письменного требования департамента о возврате субсидии.
25. В случае недостижения значения показателя результативности предоставления субсидии, указанного в пункте 9 настоящего Порядка, возврат субсидии в областной бюджет осуществляется в месячный срок со дня получения муниципальным образованием письменного требования департамента о возврате субсидии в размере, пропорциональном недостигнутому значению целевого показателя результативности.
26. В случае если после окончания срока использования субсидии доля софинансирования за счет средств областного бюджета превысит значение предельной доли софинансирования, сумма субсидии, предназначенная для софинансирования соответствующего расходного обязательства муниципального образования, уменьшается до суммы, равной предельной доле софинансирования.
В случае невозврата муниципальным образованием субсидии (части субсидии) в установленный срок субсидия (часть субсидии) подлежит взысканию в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
27. Департамент осуществляет обязательную проверку соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Органы государственного финансового контроля Самарской области при осуществлении государственного финансового контроля проводят обязательную проверку соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования условий, целей и порядка предоставления субсидий.
28. Основанием для освобождения муниципальных образований от применения мер ответственности является документально подтвержденное наступление следующих обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств:
установление регионального (межмуниципального) и (или) местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию, подтвержденное соответствующим правовым актом;
установление карантина и (или) иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, подтвержденное соответствующим правовым актом;
аномальные погодные условия, подтвержденные справкой территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
наличие вступившего в законную силу в году предоставления субсидии решения арбитражного суда о признании несостоятельной (банкротом) организации, деятельность которой оказывала влияние на исполнение обязательств, предусмотренных соглашением, в части достижения целевых показателей результативности предоставления субсидии.
29. Органы местного самоуправления муниципальных образований Самарской области согласовывают проектную и конкурсную документацию или документацию об аукционе (далее - документация), необходимую для реализации мероприятий, с департаментом. Срок согласования департаментом документации не может превышать 10 рабочих дней.
В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательства по достижению целевых показателей результативности предоставления субсидии и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений целевых показателей результативности предоставления субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из местного бюджета в областной бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии (Vвозврата), рассчитывается по формуле
Vвозврата = (Vсубсидии x K x M / N) x 0,1,
где Vсубсидии - размер субсидии, предоставленной местному бюджету в отчетном финансовом году;
M - количество целевых показателей результативности предоставления субсидий, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го целевого показателя результативности предоставления субсидий, имеет положительное значение;
N - общее количество целевых показателей результативности предоставления субсидий;
K - коэффициент возврата субсидии.
При расчете объема средств, подлежащих возврату из местного бюджета в областной бюджет, в размере субсидии, предоставленной местному бюджету в отчетном финансовом году (Vсубсидии), не учитывается размер остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года.
Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле
где Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-го целевого показателя результативности предоставления субсидий.
При расчете коэффициента возврата субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го целевого показателя результативности предоставления субсидий.
Индекс, отражающий уровень недостижения i-го целевого показателя результативности предоставления субсидий, определяется для целевых показателей результативности предоставления субсидий, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает большую эффективность использования субсидии, по формуле
Di = 1 - Ti / Si,
где Ti - фактически достигнутое значение i-го целевого показателя результативности предоставления субсидий на отчетную дату;
Si - плановое значение i-го целевого показателя результативности предоставления субсидий, установленное соглашением.
30. При наличии одного из оснований для освобождения муниципальных образований от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 28 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования не позднее 15 марта года, следующего за годом предоставления субсидии, представляет в адрес департамента обращение об освобождении муниципального образования от применения мер ответственности с приложением:
документов, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, вследствие которых соответствующие обязательства не исполнены;
информации о причинах неисполнения соответствующих обязательств, предпринимаемых мерах по устранению нарушения и персональной ответственности должностных лиц, ответственных за такое нарушение, а также о целесообразности продления срока устранения нарушения обязательств и достаточности мер, предпринимаемых для устранения такого нарушения.
Департамент не позднее 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, разрабатывает проект распоряжения Правительства Самарской области об освобождении муниципального образования (муниципальных образований) от применения мер ответственности с приложением заключения (заключений) о причинах неисполнения соответствующих обязательств, а также о целесообразности продления срока устранения нарушения обязательств и достаточности мер, предпринимаемых для устранения такого нарушения.
Департамент не позднее пяти рабочих дней со дня принятия Правительством Самарской области распоряжения об освобождении муниципального образования (муниципальных образований) от применения мер ответственности направляет копию указанного распоряжения в адрес соответствующего муниципального образования (муниципальных образований), министерства управления финансами Самарской области, министерства экономического развития и инвестиций Самарской области.
31. Ответственность за достоверность представляемых муниципальным образованием Самарской области сведений и целевое использование субсидии возлагается на уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Самарской области.